«Конечно, если мы смотрим только на цифры, то обывателю так и кажется и многие экономисты тоже скажут: не надо нам этим заниматься, потому что есть другие отрасли, куда можно вкладывать деньги», — прокомментировал Р. Арнитис некоторые наблюдения экономиста Банка Латвии о низкой продуктивности нашего сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями, про их малый вклад в создание рабочих мест и бюджетных поступлений.
В той публикации, в частности, отмечается, что сельское хозяйство обеспечивает около 5.1% всей отечественной занятости, но только 2,1% общей добавленной стоимости, а его налоговые платежи составляют всего 1,4% от общих поступлений.
Но, считает агроном, если бы сельское хозяйство взяло и исчезло, потери были бы намного больше, чем упомянутые 1,4%.
«Надо понять саму суть сельского хозяйства: это основа для человека, потому что это продовольствие, это пища. Если вспомнить что было во время «ковида» или нынешнюю ситуацию в Украине, то увидим, что мы не всё [в любой момент] сможем привезти.
Может быть, мы вообще в дальнейшем ничего не сможем привезти, если ситуация ухудшится.
Значит, мы должны всё-таки сами производить — это вопрос государственной безопасности», — пояснил он.
Другой момент — вклад отрасли в занятость: 5% от всех рабочих мест — вроде не так много, но занятые там люди живут в сельской местности, что создает основу для регионального развития.
«Мы же хотим жить не только в Риге;
мы хотим иметь возможность выехать куда-то — и чтоб там были дороги и чтобы там было что-то- интересное, что можно посмотреть. Это обеспечивают те люди, которые живут в регионах»,
— продолжил агроном.
С ним согласен Янис Ирбе, зампредседателя правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Латвии: он также считает, что этот сектор важен с точки зрения безопасности страны.
«То, что происходило в течение последних двух лет — и
«ковид» с его проблемами с логистикой, и идущая сейчас война — это всё ясно показывает, что обеспечение продовольствием и сельское хозяйство как таковое — это вопрос безопасности.
И населенность сельской местности — тоже. Чем больше людей будут жить на селе ближе к границе, тем более безопасно мы будем чувствовать себя в Риге», — уверен собеседник Латвийского радио 4.
И кроме того сельское хозяйство — это не вещь в себе, а сектор, связанный с другими отраслями, добавил Ринголдс Арнитис.
«Мы должны учитывать, что сельское хозяйство создаёт основу для многих других отраслей. Это пищевое производство, транспорт, логистика, разные сервисы. То есть это то, на чём уже строится многие-многие другие сферы деятельности», — подчеркнул гость передачи.
«Без сельского хозяйства невозможно. Мы поставляем еду, сохраняем сельскую среду, с нами связано и региональное развитие, и развитие услуг, и наука, обрабатывающая промышленность», — подтвердил Рейнис Лазданс, представитель «Латвийского клуба молодых крестьян» и глава хозяйства Lazdiņi в Даугавпилсском крае.
Ранее глава Латвийского центра сельских консультаций и образования Мартиньш Цимерманис, рассуждая о развитии сельской местности, предположил, что на нее надо смотреть не только через призму сельского хозяйства, поскольку молодые семьи к ней все чаще предъявляют вполне городские требования.