ЦИТАТА:
«Упоминается, что у русских людей отнимают последнюю возможность ознакомиться на русском языке с информацией, обеспечиваемой на латвийском телевидении латвийским государством. Но я подчеркну, что большая часть зрителей LTV7 — это латыши, и русские люди здесь в Латвии не смотрят LTV7 на русском языке. Их это не интересует!»
2 сентября, Twitter
На кого ссылается Шноре
В ответ на вопрос Rus.LSM.lv об источнике данных депутат сослался на телевизионный сюжет TV3 почти двухлетней давности, — за ноябрь 2019 года. В нем со ссылкой на Национальный совет радио и телевидения (NEPLP) говорилось: предусмотренный для национальных меньшинств контент LTV7 смотрит аудитория, 60% которой — латыши, и только 40 — русскоязычные.
Шноре также подтвердил, что, говоря о латышах как о большей части аудитории LTV7, он имел ввиду именно зрителей Русского вещания, а не весь телеканал в целом. А говоря «русские люди», он имел в виду всех русскоязычных.
Других, более свежих данных, депутат не привел — хотя в своем видеообращении он говорит «русские не смотрят» в настоящем времени, а ситуацию с «большая часть зрителей — латыши» описывает без уточнения периода.
Что ответили в LTV
Во-первых, тут следует разобраться с терминами. В распоряжении Латвийского телевидения нет данных именно о русскоязычной аудитории, которая за последние 12 месяцев смотрела программы LTV7 на русском языке. Компания Kantar TNS предоставляет рейтинги по двум этническим группам — «латыши» и «другие». На основании данных ЦСУ можно предположить, что подавляющее большинство группы «другие» — именно русскоязычные по языку семейного общения или по родному языку. Стоит, однако, учесть, что «родной язык» и «язык общения в семье» совпадают не до конца (и могут не совпадать еще и с этнической принадлежностью: согласно ЦСУ, у части латышей «домашний» язык — русский, и наоборот, часть нелатышей в семье говорит по-латышски). Тем не менее, известно, что абсолютное большинство населения — 99% — говорили дома либо на латышском (61,3%), либо на русском (37,7%).
И точно можно сказать: большая часть зрителей Русского вещания LTV7 за последние 12 месяцев, по данным Kantar TNS — нелатыши (вопреки заявлению Шноре). И также на основании рейтингов нет оснований для выводов, что «русские это не смотрят».
Рейтинги таковы. Аудитория программы «Сегодня вечером»: латыши — 22%, другие — 78%. «Точки над i» — соответственно 47% латыши и 53% нацменьшинства. «Личное дело» — 35% и 65%. «Маленькая пятница» — 29% и 71%. (Как уже писал Rus.LSM.lv, c 17 сентября портал и команда журналистов Русского вещания составляют единую структуру, и большая часть передач в новых форматах перенесена в Интернет. В телевизионном эфире до нового года остались только выходящие в будние дни новости «Сегодня вечером».)
Что ответил NEPLP
Глава Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) Ивар Аболиньш также подтвердил, что те, прежние, показатели в 2021 году не актуальны. По данным за 12 месяцев, имеющиеся в распоряжении NEPLP, в среднем 68% зрителей программ Русского вещания LTV7, считая с повторными показами программ — люди, относящиеся к нацменьшинствам (без учета повторов — 71%). Аболиньш при этом также отметил, что не все нацменьшинства — русскоязычные, и про последних он комментировать не может.
Что ответил Эдвин Шноре
Rus.LSM.lv спросил у депутата, желает ли тот скорректировать свое мнение («большая часть зрителей LTV7 — это латыши, и русские люди здесь в Латвии не смотрят LTV7 на русском языке»), с учетом последних доступных данных за 2022-2021 годы.
Вот ответ Шноре:
«Чтобы корректировать мнение, необходимы данные о числе русскоязычных, которые смотрели LTV7 в 2019 году. Увеличилось ли или сократилось это число, по сравнению с 2021 годом. Если последние данные показывают, что латыши меньше смотрят LTV7 на русском — это прекрасная новость. Вопрос в том, стали ли русскоязычные его больше смотреть?»
На вопрос, означает ли «прекрасная новость» признание ошибочности первоначального заявления про латышей, Шноре не ответил.