С началом снижения стоимости сырья для пищевой продукции (благодаря стабилизации цен на энергоресурсы) у потребителя есть право ожидать, что и на полках магазинов цены как минимум перестанут расти, заявил Страутиньш. Вот уже пять месяцев подряд среднегодовая инфляция превышает 20%. Но повлиять на цены может и изменение потребительских привычек, моделей поведения покупателей, считает специалист.
«Ясно, что мы близки к точке перелома. Уже с начала лета цены на различные перевозки и другие издержки которых мы в повседневности не видим, постепенно снижаются. В мире на сырье — в целом на 15%. Складываются предпосылки к тому, чтобы рост потребительских цен остановился, и потребительская корзина, может быть, стала бы несколько дешевле.
Что может этому поспособствовать? Один из способов — это когда потребитель критичен и не принимает любое повышение цен. Если необходимо, по возможности заменяет один продукт другим. В случае продуктов питания это, по крайней мере частично, возможно».
Именно в торговле продовольствием ожидается остановка роста цен или даже начало их снижения. Сейчас на долю инфляции в цене продуктов питания в Латвии приходится почти 30%, а общие цены на исходные продукты пищевой промышленности снижаются с мая. И стоимость энергии для производителей уже не настолько высока, как была еще летом, поясняет Петерис Страутиньш. Колебания в связи с реакциями потребителей определенно есть — вопрос, насколько скоординированное действие на сферу торговли эти реакции оказывают.
Настроения среди розничных торговцев даже в теперешние сложные времена — стабильные, на это указывают исследования, рассказал экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис. Этой зимой многим не до импульсивных покупок, людям нужно оплачивать выросшие счета.
«Влияет [на цены] определенно и восприятие потребителей. А именно: счета растут, поэтому я, может быть, больше не стану покупать хлеб с сухофруктами и орехами, а куплю хлеб попроще — или макароны пусть по-прежнему из биомуки, но более простые.
Может быть, на покупательную способность не у всех критически повлиял кризис. Это общее настроение может побудить изменить поведение даже тогда, когда покупательная способность не так критически снизилась».
Влияние инфляции на поведение потребителей будет ощущаться еще долгое время, потому что цены не вернутся к тому уровню, на котором находились перед резким скачком инфляции в прошлом году, подчеркивает экономист Swedbank Лаймдота Комаре. Разве что измерить влияние изменившихся потребительских привычек на рост цен трудно — но оно несомненно есть.
Осторожные прогнозы гласят, что пик инфляции, возможно, уже пройден. Но еще минимум несколько месяцев населению придется считаться с возросшими издержками — главным образом под влиянием высоких квартирных счетов.
«Вероятнее всего, торможение инфляции мы увидим в конце весны, и еще в начале года показатель будет выше 20%. Затем он пойдет вниз и к концу 2023 года будет около 3%»,
— считает Комаре.
В Минэкономики тем временем призывают не лелеять таких иллюзий. Теперешний кризис резко отличается от пандемийного, говорит начальник аналитической службы Минэконмики Даце Зиле:
«Тогда нужно было просто натянуть джемпер, сидеть дома на диване и ждать, когда это закончится. Сейчас ситуация радикально противоположная. Нужно снять капюшон, осмотреться широко вокруг, по всем сторонам, и искать новый подход.
Ситуация такой, какой она была до того, вероятнее всего, в ближайшее десятилетие больше не будет».
Зиле предостерегла, что стоимость энергии, вероятно, хоть и не будет столь высокой, как сейчас, но и не вернется к уровню, на котором пребывала в начале кризиса.
Как писал Rus.LSM.lv, в ноябре средний уровень потребительских цен в Латвии, по сравнению с тем же месяцем годом ранее, был на 21,8% выше.