Нужен ли нам какой-то специальный режим для особо малого бизнеса — вроде прежнего налога с микропредприятий до последних реформ?
«Да, и у нас были предложения. Потому что есть случаи, когда бизнес объективно маленький», — ответил Янис Херманис, эксперт по финансам и налогам Латвийской конфедерации работодателей, на вопрос ведущей.
Но, считает он, специальный режим не должен создавать почву для злоупотреблений и рисков для «посторонних» людей: т. е. в общем случае сниженный налог мог бы платить только коммерсант без наемных работников.
«Это только мой риск, моя ответственность», — поясняет мысль специалист. Я. Херманис уверен: можно определить такую ставку, которая была бы не слишком обременительна для малого коммерсанта, соответствовала объему его бизнеса и при этом обеспечивала бы ему хотя бы некий минимум социального страхования. и которая соответствует объёму моей деятельности.
«И чтобы это была удобная и легко администрируемая система, чтоб не было много документов, заявок и так далее», — добавил он.
Предприниматель и инвест-банкир Гирт Рунгайнис согласен: во многих европейских (и не только европейских) странах есть специальные режимы для сверхмалого бизнеса — скажем, когда кто-то что-то делает своими руками, когда семейство держит небольшое заведение и др. И что-то подобное может быть и у нас. Но это не должно быть повторением налога с микропредприятий.
«У нас очень много людей, у которых социальные накопления из-за того, что они находились в этих микропредприятиях, очень малы. И когда они будут выходить на пенсию лет через 15-20-30, они обнаружат, что у них за этот период собирается мизерная сумма.
Это бомба замедленного действия.
[...] То есть такой режим возможен, но хотя бы с минимальным социальным обеспечением, а не так, как это было с микропредприятиями. И к тому же нужны драконовские меры против того, чтобы большие предприятия не распределяли свои функции, чтобы уйти в такой режим. Это неприемлемо», — заявил Г. Рунгайнис, имея в виду практику, когда обычные предприятия формально «отделяли» какие-то свои подразделения, превращая их в «микропредприятия» и тем самым минимизируя налоговые отчисления и социальное страхование работников.
В 2021-м налог с микропредприятий формально остался, но претерпел значительные изменения.
Латвийская торгово-промышленная палата ранее уже указывала, что без благоприятного для малого бизнеса налогового режима теневая экономика продолжит расти. Минимизация выгод от использования режима микропредприятий привела к тому, что часть малого бизнеса ушла в теневой сектор и работает нелегально.