В отличие от Эстонии и Литвы, на биржах которых после кризиса 2009 года появилось более десятка новых эмитентов, в Латвии такие «выходы» — крупное событие для местного рынка капитала.
Почему это интересно
Во-первых, для Латвии это пока редкость.
Во-вторых, предыдущий местный случай IPO (Initial Public Offering — первичное публичное предложение акций) в итоге оказался для инвесторов весьма удачным. Производитель косметики Madara Cosmetics вышел на рижскую биржу четыре года назад, в 2017-м году. Тогда эти акции можно было приобрести по 6,25 евро, — а теперь их цена выросла более чем вчетверо, почти до 29 евро.
В-третьих, в Балтии на подходе — еще несколько интересных IPO. В ноябре ожидается выход на биржу латвийского торговца топливом Virši. А в Эстонии в первой половине следующего года биржевой компанией планирует стать гигант Enefit Green, — балтийский лидер в сфере ветряной энергетики, пока полностью принадлежащий эстонскому государству.
DelfinGroup. Что это за бизнес
Компания основана в 2009 году, когда был открыт первый ломбард, и с 2010 работает с прибылью. Сегодня ее бизнес состоит из нескольких направлений: крупнейшая в стране сеть из более 90 ломбардов Banknote (около половины из них — в Риге), торговля б/у техникой и ювелирными изделиями (скупка — в тех же ломбардах), потребительское и прочее кредитование. Оборот в прошлом году составил 23,7 млн евро, прибыль до уплаты налогов — 4,7 млн. (подробная презентация — тут, запись вебинара на латышском — тут).
Крупнейшим акционером опосредованно является (и останется после IPO) Айгар Кесенфелдс, в своем время основавший компании 4finanse, Mintos, Mogo и др.
Дорого? Не дешево
За одну акцию DelfinGroup — 1,52 евро. Это дорого или дешево?
В 2020 году прибыль до налогов (20% — их предприятие платит в момент распределения дивидендов) составила 4,7 миллионов евро. Если IPO пройдет успешно, и будут выкуплены все предлагаемые ценные бумаги, капитал компании будет состоять из 48,4 млн акций. Получается, если прибыль в нынешнем 2021 году будет такой же — это по 9,7 центов на одну акцию, и соотношение цены (1,52 евро) к прибыли (P/E — price/earnings) — 15,7. Если сравнивать с котирующимися на бирже Nasdaq Baltic банками, это средний уровень -- между относительно дешевым Siauliu bankas (цена акции -- 75 центов, равна 8 годовым прибылям) и более дорогим Coop Pank (27).
«Не дешево, но и не космос, — оценил предложение глава INVL Asset Management Андрей Мартынов. — Главный вопрос тут, будет ли обеспечен планируемый темп роста. Если да, то цена IPO нормальная и перспективы хорошие. Но надо понимать и риски: рынок очень конкурентный, потребительским кредитованием и выдачей займов занимаются многие компании».
Указанная в презентации цель на следующий, 2022 год — заработать 8,7 млн евро, а на 2024-й — 12,7 млн (до уплаты налогов). Это, соответственно, 18 и 26 центов на акцию. При выплате половины прибыли в виде дивидендов, после вычета налога (20%) получается доходность около 5% и 7% в год — если ориентироваться на цену акции в 1,52 евро.
Говоря о плюсах DelfinGroup, Мартынов назвал следующие. С точки зрения корпоративного управления — хорошее стабильное предприятие. Фактор главного акционера, который и после эмиссии будет контролировать больше чем половину компании: у Кесенфелдса есть истории успехов в бизнесе и инвестициях, — в том числе он был крупным акционером в Madara Cosmetics. У компании наработан опыт работы на рынке. Объем портфеля потребительского кредитования за несколько лет вполне реально удвоить. О минусах: ориентация только на внутренний рынок, без экспорта, продукт — явно не уникальный, много игроков на рынке.
Эксперты и «умные люди» лучше знают, надо ли эти акции покупать?
Будет ли конкретная акция расти и падать — не знает никто. Или, как говорят инвесторы: если бы биржевые котировки были прогнозируемы и подчинялись логике, любой бухгалтер мог бы стать миллионером.
Например, когда в конце 2017 года на биржу выходила Madara, многие финансисты с долголетним биржевым опытом в комментариях для СМИ и в собственных блогах говорили, что цена в 6,25 евро — это все же дороговато. Потом многие бывалые игроки (те, кто все же купил) продавали акции, когда те подорожали до «слишком оптимистичных» 12-15 евро — и смотрели на дальнейший рост до 29 евро уже со стороны.
Другой похожий пример — выход на эстонскую биржу в декабре 2019 года Coop Pank, который на IPO предлагался по 1,15 евро. Эта цена, по консенсусному мнению рынка, точно не была низкой. Более того: в первое время на бирже она даже упала. А в августе этого года она превысила 4 евро — хотя этого, кажется, никто заранее не ожидал.
Значит, через какое-то время после IPO цены растут?
Не обязательно. Известная латвийская компания SAF Tehnika вышла на биржу в 2004 году, когда казалось, что впереди -- рост бизнеса, продаж и прибыли. Однако с резким ростом тогда не сложилось, на экспортных рынках то и дело возникали сложности, и курс акций рухнул. В последние несколько лет ценные бумаги снова резко растут -- но даже сейчас, 17 лет после выхода на биржу, акции SAF все еще стоят дешевле той первоначальной цены IPO (правда, компания много лет платила дивиденды).
Из недавних примеров — выход на биржу литовской государственной энергетической компании Ignitis в прошлом году (о том, что было потом, Rus.LSM.lv рассказывал). Тогда инвесторы (в том числе около трехсот — из Латвии) приобрели акции по 22,5 евро. Через месяц они стоили на бирже чуть меньше 20 евро. Потом был рост, и в начале сентября, — совсем недавно — котировки даже выросли до 25 евро. А в конце месяца — снова упали почти до 20 евро. Хотя, казалось бы — бизнеса стабильней и надежней не бывает.
С одной стороны, можно надеяться, что, если предприятие развивается, то рост конкретной акции — просто вопрос времени. С другой — ничто не гарантировано, и не всегда тут работает логика. Или, как говорят инвесторы, — рынок может оставаться иррациональным дольше, чем вы можете оставаться платежеспособным.
Так стоит ли вообще покупать акции?
Если человек раньше никогда не вкладывал деньги в акции, а теперь думает, участвовать или нет в IPO DelfinGroup — можно вложить небольшую часть накоплений, но точно не всю сумму, полагает Мартынов. «Если это первый опыт, то горячиться не стоит, 5% будет достаточно. — указывает он. — Для жителей очень хорошо, что компания планирует регулярно платить квартальные дивиденды. При этом нужно понимать: купить акций на 500 или 1000 евро, и быстро стать богатым — не получится. Это скорее долгосрочная инвестиция. Если все заявленные цели руководства реализуются, акция может стать стабильной “дойной коровой” (cash cow), приносящей хорошие дивиденды».
Тут стоит вспомнить одно важное решение Уоррена Баффета, одного из богатейших инвесторов мира. В 2019 году он сообщил, что после его смерти 90% капитала, который унаследует его супруга, будет вложено не в конкретные ценные бумаги отдельных компаний, а в фонд, привязанный к биржевому индексу S&P 500, в которых входят акции 500 крупнейших предприятий. То есть — лучше положиться на рост экономики в целом, а не пытаться угадать отдельные истории успеха. Или, цитируя самого Баффета, «не было лучшей ставки, чем на Америку» (There’s been no better bet than America).
Этот совет может быть полезен и для многих латвийских резидентов, которые акциями не интересуются, а накопления (совокупно — на миллиарды евро) хранят на банковских счетах, считает Мартынов: «Это вопрос финансовой грамотности и инвестиционной культуры, которая у нас на очень-очень низком уровне».