Экономист Банка Латвии Олег Красноперов считает, что снижение НДС на продукты питания не принесет ожидаемого результата:
«Вопрос в том, что продукты питания уже с начала пандемии подорожали на 15%, и до конца следующего года подорожают еще как минимум на 15%... Снижение НДС на продукты питания может снизить цены всего на 10%. Это значит, что со всем снижением НДС продукты питания все равно будут дороже минимум на 20%. Соответственно, это потребует от бюджета 50, 100 или еще больше млн евро — в зависимости от того, на какие продукты будут снижать НДС»
По его словам, возникает вопрос, является ли это самым эффективным способом использовать эти средства.
«Возможно, мы это сделаем и увидим: не помогло. Цены на продовольствие все равно растут, соответственно, нужно придумать что-то еще, а денег уже нет, все истратили на снижение НДС», — пояснил специалист.
Он добавил, что снижение НДС — неэффективный способ снижать неравенство доходов. Состоятельные латвийцы тратят на продукты питания больше, чем малообеспеченные — а значит, и выиграют больше.
По словам Красноперова, нужно искать выход, чтобы компенсировать потраченные на снижение НДС 100 млн евро. Увеличивать НДС на непродовольственные товары? Это невозможно, потому что и остальные отрасли — за снижение НДС. Поднимать другие налоги, например, подоходный с населения, тоже не выход, как и снижать государственные расходы, ведь бюджет тратится на образование, здравоохранения, инфраструктуру. Можно было бы повысить дефицит бюджета и увеличить госдолг, но процентная ставка по нему растет.
Элина Ритиня, вице-президент Латвийской торговой-промышленной палаты, отметила: стоит смотреть на налоговую систему в целом.
«Сниженный НДС для отдельных групп товаров создает влияние на бюджет и уменьшает возможность впоследствии дополнительно поддержать предприятия и жителей... Возможно, снижение НДС в краткосрочной перспективе даст какой-то эффект на снижение цен. Но я хочу подчеркнуть, что это дает краткосрочный эффект, пока цены обратно не выравниваются. И в результате не выигрывает ни бюджет, ни жители, которые эти продукты покупают. Да, для конкурентоспособности отдельной отрасли на внутреннем рынке это помогает, но по всей экономики, считает палата, это снижает возможности конкурентоспособности и развития»
Ритиня отметила, что палата выступает за то, чтобы сделать латвийскую налоговую систему более конкурентоспособной — чтобы дать и латвийцам, и предприятиям возможность больше зарабатывать.
«Снижение НДС на отдельные продукты или на отдельные отрасли — мы понимаем эти инициативы. Но все же нужно смотреть на всю экономику, чтобы доходов было больше, чтобы денег было больше. Чтобы потом можно было оплатить не только продукты, но газ, электричество и все остальное», — добавила она.
Гунтис Вилнитис, генеральный директор Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций, подчеркнул: в ЕС много стран, у которых сниженный НДС на продовольствие — их 24, там ставка от 0% до 12%. Так почему же Латвия должна выделяться, задал он риторический вопрос. Что же касается конкурентоспособности — латвийские производители в данный момент проигрывают, например, польским, которые предлагают латвийцам товары по более низким ценам.
Кроме того, по словам Вилнитиса, госбюджет составлялся по ценам прошлого года, поэтому с ростом цен на продукты питания растут и доходы, которая казна получает с НДС — таким способом и сформируется компенсация за снижение налога.
Он добавил, что действующая в Польше схема «с поля на стол» принесет необходимые результаты.
Вилнитис уверен, что при снижении НДС выиграют именно малообеспеченные — потому что состоятельные латвийцы чаще ездят за границу и тратят деньги там.
Депутат Рихард Козловскис, член Бюджетно-финансовой комиссии Сейма, возразил: важнее сокращать налоги на зарплаты. НДС же не влияет на конкурентоспособность, потому что им облагается импорт, а не экспорт. И выиграют от снижения ставки и иностранные фирмы тоже. Что до уникального положения Латвии в ЕС — другие страны, считает он, просто ввели однажды эту сниженную ставку, а теперь не могут ее отменить, поскольку это непопулярное решение.
Он заявил, что в данный момент расходы Латвии растут — в том числе в связи с войной в Украине, возможности занять средства на международных рынках тоже ограничены. И правительство занимается адресной помощью тем, кому она больше всего нужна.
«То, что мы реально живем и будем жить какое-то время не так хорошо, как мы жили — очевидно, это надо понимать и осознавать», — заявил политик.
Он прокомментировал и подсчеты Крестьянского Сейма о том, при снижении НДС латвийцы в год тратили бы на продукты на 300 евро больше — и бюджет получил бы около 500 млн. По словам Козловскиса, в связи с войной в Украине привычки людей меняются — не стоит ожидать роста спроса. Красноперов также полагает, что такой прогноз сомнителен: если снизить НДС, латвийцы не начнут покупать в пять раз больше.