Латвийской армии не хватает людей, а принятие закона об обязательной службе затягивается

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Поскольку нынешний Сейм решил отложить рассмотрение законопроекта о Службе государственной обороны, работа над ним остановилась как минимум на месяц. В лучшем случае его удастся принять до конца года, но, учитывая сложность вопроса, дискуссии могут затянуться надолго. Между тем, армии не хватает людей уже сейчас, рассказывает передача De Facto на Латвийском телевидении.

По данным Министерства обороны, доступным в середине октября, в армии на профессиональной службе не хватает более 400 человек. За год число военных с учетом вышедших в отставку, выросло всего на шесть человек, сообщает передача ЛТВ De Facto. Учитывая же необходимость расширить возможности армии, число военных надо будет увеличить еще больше, чем планировалось. Введение обязательной службы позволило бы не только обеспечить армейские резервы, но и поспособствовало бы желанию молодых людей выбирать профессиональную службу для дальнейшей карьеры.

Политические силы, которые скорее всего создадут новое правительство, обещают, что введение службы государственной обороны будет в верхней части списка приоритетов, но в то же время, например, от Объединенного списка звучат также призывы не торопить реформу.

Вторжение РФ в Украину в феврале этого года стало важным рубежом для развития латвийской армии. Больше финансирования, больше общественная поддержка, более амбициозные планы развития. То, что раньше планировалось сделать за три года или пять лет, стало куда более близким будущим.

Но вторжение в Украину также это также сделало более ощутимым дыхание войны. И если в Земессардзе в этом году на полторы тысячи служащих больше, чем в прошлом году, то поток выбирающих профессиональную службу заметно сократился.

«Война в Украине напугала общество, и это, наверное, одна из главных причин, почему люди сейчас гораздо меньше приходят на профессиональную службу в вооруженные силы по сравнению с предыдущими годами»,

— говорит полковник Сандрис Гаугерс, командир Механизированной бригады Сухопутных сил.

Если в 2020-м планы по рекрутированию на профессиональную службу удалось не только выполнить, но и перевыполнить на несколько сотен человек, то в прошлом году рост затормозился, хотя и не ушел в минус. В 2022-м же до конца года по плану на профессиональной службе должны быть 7 100 военнослужащих, а к 14 октября их было только 6 666, то есть на 434 меньше.

В Механизированной бригаде уже ожидают, что год закончат с негативным балансом: к подразделению присоединится меньше людей, чем уйдет.

Хватит ли их?

«Сколько страна может позволить, столько у нас есть. И с этими силами мы пойдем и будем защищать, сражаться — делать все, что надо делать. Но чем больше людей, тем лучше: эта математика в военном мире очень проста»,

— отвечает С. Гаугерс.

Если смотреть на потребности, его подразделение уже сейчас могло бы увеличиться на тысячу человек. Но это нереально. «Мы физически не будем способны завтра принять тысячу человек. Надо создать инфраструктуру, чтобы людям было где остановиться и где поесть», — констатирует полковник.

А вот 200-300 человек — это то число, которое армия могла бы принять хоть сейчас. Была надежда на Службу государственной обороны. Предполагалось, что в начале года присоединение новобранцев будет делом добровольным, а со второго полугодия уже обязательным. Этот процесс, вероятно поспособствовал бы также тому, что больше людей позже присоединились бы к профессиональной службе.

Однако, по предложению ответственной комиссии Сейм в четверг исключил законопроект (который должны были смотреть во втором окончательном чтении) из повестки.

Большая часть депутатов комиссии в заседании участвовали удаленно, никто из них даже камеру не включил. Предложение изъять законопроект из повестки дня не вызвал долгих дискуссий.

Перед этим, во вторник, депутаты на выездном заседании посетили военную базу в Адажи, где обсуждали Службу государственной обороны. В среду депутаты не стали рассматривать поступившие предложения к законопроекту, а в четверг его должны были смотреть в Сейме.

После заседания комиссии ее председатель Юрис Ранцанс («Консервативные») объяснил, почему так получилось: «Вы слышали заседание. Получено очень много предложений, и они очень спорные, рассмотреть их до завтра [до заседания Сейма] просто физически невозможно. И было бы неправильно, если бы мы, уходящий 13-й Сейм, в спешке приняли такой плохой закон, который президент даже не мог бы вернуть на доработку».

Предложений к законопроекту поступило более сотни. Больше всего возражений связано с параллельным введением гражданской службы, которая должна была бы стать альтернативой для тех, кто не готов к службе военной. Также пока не ясно, за счет чего это может быть профинансировано.

Бюро омбудсмена в своем комментарии заметило, что в законопроекте так много неясностей и противоречий, что нет смысла подавать конкретные предложения к нему.

Министерство обороны о том, как лучше привлечь людей на службу, начало дискутировать уже в марте, но политическую повестку дня вопрос попал летом. Уходящее политическое руководство ведомства отрицает, что законопроект стали продвигать поспешно с оглядкой на выборы: было важно не терять времени.

«Если мы говорим о готовности законопроекта, то с ней все в порядке. Законопроект вполне готов, чтобы можно было вводить Службу государственной обороны.

Ни один закон не обходится без поправок после принятия. Даже Сатверсме мы правили несколько раз. Так что совершенно нормально, что в тот момент, когда процесс начал двигаться, в него вносят какие-то коррекции»,

— говорит парламентский секретарь Минобороны Байба Блёдниеце.

За исключение законопроекта из повестки дня Сейма проголосовали 47 депутатов из разных партий, «против» были в основном депутаты из Национального объединения и «Развитию/За!».

На ответственной комиссии прозвучала оценка, что для подготовки законопроекта к следующему чтению нужно еще две недели. Но на следующей неделе нынешний Сейм соберется последний раз. Это значит, что работа над документом может возобновиться только в середине ноября. До конца же осенней сессии остается примерно месяц.

Депутат 13-го и 14-го созывов Сейма Айнар Латковскис («Новое Единство») пообещал, что вопрос будет перенят и внимательно рассмотрен, но, по его словам, и двух недель может быть недостаточно. На вопрос, когда же может быть принят законопроект, Латковскис ответил, что где-то в начале декабря, по крайней мере, до Рождества.

Депутат 13-го Сейма Раймонд Бергманис, избранный также в 14-й от «Объединенного списка» считает, что работа над документом должна быть спорой, судя по возможному составу парламентской комиссии по обороне.

Впрочем, даже если до конца года закон удастся принять, остается открытым вопрос, когда он вступит в силу. Сейчас звучат версии, что это может произойти в июле следующего года.

Передача отмечает, что в то время, как в Финляндии обязательная служба считается неотъемлемой частью жизни, в Латвии более десяти тысяч человек уже подписались за то, что служба государственной обороны должна быть только добровольной. Инициатор сбора подписей — Сергей Погорелов, который является товарищем по партии нынешнего министра обороны.

При этом набор необходимого числа рекрутов характерна не только для Латвии. О невиданном кризисе в плане личного состава сообщил командир вооруженных сил Канады, которая сейчас является для нашей страны одним из ближайших союзников. То же в США: СМИ сообщают, что здесь в армию удалось завербовать на четверть меньше, чем планировалось, и допускают, что принцип добровольной службы себя исчерпал.

Rus.LSM.lv рассказывал, что на этих выходных в Риге прошло шествие противников обязательной военной службы, которые настаивают на сохранении принципа добровольности.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное