В Латвии не так уж мало людей, которые не хотят вакцинироваться от Covid-19, но хотят пользоваться возможностями, которые сейчас доступны привитым и переболевшим. И если легально — через прививку — получать сертификат не хочется, можно попробовать сделать это нелегально.
Спрос на такую услугу для кого-то открыл новую нишу, а для полиции — новый фронт работ: по последним данным, всего из-за таких фальшивок полиция начала 39 процессов, в рамках которых проверяются 456 лиц, до суда пока дошло одно.
Начали с шампанского, закончили 1000 евро
Как говорит начальник Управления Госполиции по борьбе с экономическими преступлениями Петерис Бауска, когда эта услуга только появилась (а произошло это когда в Латвии началась активная вакцинация), стоимость ее была на уровне «конфеты-шампанское». «Со временем цена пошла вверх.
На данный момент это уже около 1000 евро за имитацию полного цикла вакцинации
, на основе которой будет выдан сертификат», — говорит он.
Обычно продавцы — это небольшие, состоящие из нескольких человек, группы, в которых есть кто-то с медицинским образованием.
В таких делах фигурируют разные статьи Уголовного закона. Самая популярная — о незаконном получении выгоды. Максимальное наказание для дающего — год лишения свободы, для принимающего, если состоял в группе, — до пяти лет тюрьмы.
Представитель полиции сомневается, что суд действительно приговорит кого-то к тюремному заключению. Но, по его же словам, главная задача правоохранительных органов в этой истории не в том, чтобы отправить кого-то за решетку, а в прекращении этой незаконной деятельности — чтобы не множить число жертв коронавируса.
Возможности для мошенников
Полиция отмечает, что за предложениями о продаже фальшивого сертификата нередко скрывается обычное мошенничество: продавец берет деньги и скрывается. В октябре на соответствующие объявления внимание обратил ReTV, об этом сообщала и передача ЛТВ De facto: сертификат, который предлагалось купить, был зарегистрирован в Словакии.
В распоряжении «Запрещенного приема» есть рассказ об аналогичном случае.
Женщина в разговоре с передачей призналась, что в конце августа решила рискнуть и заплатила в качестве аванса 50 евро из 300, за которые продавец в приложении Telegram предлагал сертификат. Деньги отправились через анонимизированную расчетную систему Paysafecard, где вместо имени-фамилии используется 16-значный код. В итоге связь прервалась, 50 евро испарились. Женщина в полицию не пошла.
«А что бы сказала? Что я — дура?»
— объяснила она.
«Запрещенный прием» и поддельный сертификат
Чтобы показать, как работает рынок фальшивых сертификатов и что за такими сделками стоят реальные люди, «Запрещенный прием» сам приобрел поддельный сертификат.
Передача пришла к выводу, что вокруг этого бизнеса сформировалось довольно глубокое подполье. На публично доступных площадках в интернете объявлений, которые не выглядели бы обманом, нет; продавцы сертификатов своими телефонными номерами не «светят». Основной канал, по которому распространяется информация об этой услуге — сарафанное радио.
«Запрещенный прием» начал с самого нуля. Процесс занял больше месяца, но кто ищет, тот найдет.
В поле зрения оказались три варианта, достойные попытки. Поскольку покупка сертификатов является преступлением и для журналистов, передача известила Госполицию, которая начала уголовные процессы.
В связи с чем журналистский эксперимент превратился в следственный эксперимент. С одной стороны, это значит, что полученные в его ходе доказательства можно будет использовать в уголовном деле, а, с другой, — что информация об этом всем ограничена.
В двух делах из трех появились новые обстоятельства, поэтому пока «Запрещенный прием» о них рассказывать не может. Но одно дело может описать в качестве примера.
Контрагент, попавший в поле зрения передачи, назвался Марисом. С ним на контакт вышел человек, которого передача выдавала за Яниса. Янис хотел добыть сертификаты для знакомых. Марис предложил: цена — 500 евро за сертификат для одного человека. Самому человеку, возможно, даже идти никуда не понадобится.
Дальнейшие события, по информации передачи, развивались примерно так:
Марис: Нашел, где сделать?
Янис: Нет.
Марис: Тогда дай знать, скольким нужно. Один стоит 500 евро.
Первая встреча Яниса и Мариса состоялась на заправке Circle K на Краста. По словам Мариса, сертификат можно устроить, потому что у него есть «концы» в рижской Первой городской больнице. Пока ничего конкретного, но скоро будет и конкретика.
Марис: Сейчас все боятся, но я у этого врача все выясню. Я знаю людей, которым он уже сделал эти «фейковые» сертификаты.
Янис: Это какой-то семейный врач?
Марис: Нет. Но всё произойдет, сертификат будет в системе. Но ему надо знать, что заплатят, поэтому понадобится аванс.
Янис: Нет проблем.
Дальнейшая коммуникация происходила в приложении Telegram, которое позволяет не оставлять следов при переписке. В нем можно отправить сообщение, которое само исчезнет через несколько секунд, что дает уверенность, что на другой стороне никто не может зафиксировать переписку.
Несмотря на многообещающее начало, следующие две недели — тишина. Марис пропал. Но позже объявился: сертификат о вакцинации еще актуален? Ну да, актуален: есть два желающих получить сертификат.
Дальше Марис все устроил в течение дня. Надо было предоставить личные данные вакцинируемых, им самим никуда ехать не надо. Зато надо передать в качестве аванса половину суммы (то есть 500 евро из 1000) Янеку, который работает в Rimi в Т/Ц Mols.
Телефонный разговор с Янеком:
Янис: Ваш номер дал Марис.
Янек: Слушаю.
Янис: Где я могу вас найти, чтоб отдать деньги?
Янек: За Mols — там, где рампа.
Янис: Понятно.
Янек: Когда будете на месте, позвоните — выйду.
Янис, хоть и рискует остаться без 500 евро, решает попробовать. И так получается, что съемочная группа «Запрещенного приема» оказывается возле Mols в тот момент, когда Янис передает деньги Янеку.
Возле Mols:
Янек: Как вы с Марисом договорились, так все и произойдет.
Янис: Можете сказать, что там за врач, который делает эти фальшивые сертификаты?
Янек: Это секрет, не могу рассказать.
Янис: Просто хочу знать для надежности, потому что плачу деньги.
Янек: Марис меня предупредил, чтобы я не рассказывал, потому что он сам работает в клинике.
Янек снимает квартиру у Мариса. Какова его доля от сделки, передаче неизвестно.
Марис не подводит: данные о вакцинации введены в систему, сертификаты готовы. Оставшиеся 500 евро от Яниса он заберет сам. Поначалу предполагалось, что встреча состоится возле Mols, но в последний момент место поменяли на Circle K в Пурвциемсе.
Окей, давай там. Вскоре Янис садится в машину к Марису. Янис не верит, что все так ловко вышло и просит Мариса доказать, что его клиенты зафиксированы в системе, потому что сами уже не молоды, с интернетом и порталом Latvija.lv не очень дружат, чтобы проверить самостоятельно.
Марис показывает. Вот, даже сфотографировано, как запись выглядит в базе данных вакцинированных.
В машине возле Circle K в вечер задержания:
Марис: Отдай людям еще эти карточки вакцинации.
Янис: Но на таких карточках должен быть еще QR-код от вакцины?
Марис: Йохайды, они же не были на реальной вакцине. Но все уже со вчерашнего дня есть в системе.
И правда. Позже подтвердится, что клиентам Яниса сертификаты действительно предоставлены.
Янис отдает Марису оставшиеся 500 евро. Появляются сотрудники Уголовной полиции Рижского регионального управления Госполиции. Марис с деньгами задержан.
Необычный случай
Как выяснится позже, Марис — работник центра здоровья Aura в Пурвциемсе. У него самого нет доступа к базе данных вакцинированных, а чтобы вписать клиентов Яниса, он воспользовался доступом некой коллеги. Была ли она в курсе? Следствие выясняет.
Начальник 3-го бюро Уголовной полиции Рижского регионального управления Госполиции Инга Мейкшане отметила, что этот случай необычен, поскольку, как правило в подобных схемах фигурирует медицинский персонал, а тут — нет: данные для сертификата ввел человек, привлеченный в качестве вспомогательного персонала, который не должен был это делать.
На вопрос, признал ли этот человек свою вину, И. Мейкшане ответила: «Ситуация была такова, что, как мне кажется, он понимал, что зашел в тупик».
По ее словам, когда человек сталкивается с полицией в подобных ситуациях, он обычно ясно осознает тяжесть своего положения.
«Я, как руководитель, хочу выразить сожаление за преступные действия этого человека. У нас к таким ситуациям нулевая толерантность. В последние два-три месяца мы интенсивно работали вместе с Госполицией и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Мое отношение к этому вопросу — однозначное: таким людям нет места в системе здравоохранения», — прокомментировала эту историю Стелла Лапиня, глава Veselības centru apvienības (VCA), в которое входит и центр Aura.
На вопрос, что известно об этом конкретном человеке, Стелла Лапиня ответила, что сейчас идет внутреннее расследование, но, насколько она понимает, в поликлинику он устроился недавно. Не исключено, что изначально с нечистыми намерениями.
Очень старательная, активная сотрудница
С полицией сравнительно недавно столкнулась и другая крупная организация, которая проводит вакцинацию — Veselības centrs 4. Об этом рассказал глава предприятия Марис Ревалдс. Была задержана некая работница, которая одному клиенту вместо вакцины ввела физраствор.
«Я очень огорчен такой практикой. У нас была история с одной работницей нашей группы. И еще один случай, когда у нас возникли подозрения и мы прекратили трудовые отношения с одной работницей», — сообщил он.
«Мы очень постарались использовать первые случаи в качестве такого негативного примера и предупредить работников: никогда так не делайте, не поддавайтесь искушению. Но, как видите, это не всегда помогает», — констатирует глава предприятия.
На вопрос, может ли быть так, что занятым на вакцинации работникам слишком мало платят и потому они рискуют, Ревалдс ответил:
«Летом, когда были открыты большие центры [вакцинации], где было интенсивный поток клиентов, зарплата медсестер на бумаге достигала и 5 тыс и 6 тыс в месяц. У одного врача она достигла 9 тысяч. В тот период были такие зарплаты.
Сейчас, осенью, они ниже, потому что не так много клиентов, не такая высокая интенсивность работы. Но мне кажется, они [зарплаты] достаточны».
А что касается той конкретной работницы, то Ревалдс признал, что сотрудница была просто отличная. «Можем сказать только хорошее. Она была очень старательной, очень активной. Была готова съездить в разные удаленные места, чтоб провести вакцинацию. С этой точки зрения очень хорошая сотрудница».
Передаче удалось с ней связаться. Да, признала она, было дело. Ее доля в этой фальшивой сделке — 150 евро. И это было всего один раз.
«Меня четыре месяца пытались уломать и я в конце концов сдалась, потому что меня просил человек, которого я… В принципе, мне с июня все время предлагали деньги. Неплохие суммы. Я все время отказывалась, меня это не интересовало, потому что считаю, что от Covid-19 надо прививаться. Чем быстрее мы все привьемся, тем лучше и спокойнее будет», — поделилась она.
Своему работодателю она сначала рассказывала, что это была такая операция с полицией и что она так ловила плохих антиваксеров.
Привит 16 раз
Ревалс упомянул, что желающие получить сертификат используют и другой подход: «В наше поле зрения попал один бездомный, который даже гордился, что привился 16 раз — с чужими документами. После этого мы просили повысить бдительность при сличении лиц».
Подобные истории можно услышать и в других местах, где проводят вакцинацию. Одна врач-резидент, работавшая в пункте вакцинации, рассказала передаче: «Был один случай, когда возникли подозрения, но оператор ввел человека в систему. Она пришла ко мне с паспортом; у меня, когда заполняла анкету, было ощущение, что лицо на снимке чуть-чуть не совпадает. Но спросить, это вы на снимке или нет, было неудобно. Привили и отпустили».
А некоторые регистрируются на месте перед самой вакцинацией и сбегают. Надеются, что данные все равно останутся в системе. Но они ошибаются.
В августе полиция сообщала о преступной группе, которую подозревают в более чем 200 случаях фиктивной вакцинации, о задержаниях сообщалось и позже; 12 октября некий пациент попал в больницу с коронавирусом — сначала он показал действующий сертификат, но потом, когда стало хуже, признал, что тот поддельный.
В ноябре Сейм дополнил Уголовный закон статьей, которая предусматривает наказание не только за покупку сертификата, но и за обладание им и хранение.