«В этом году рекордная цена на зерно на биржах была в начале марта, когда было 438 евро за тонну. Я бы сказала, что это была шокирующая цена — все понимали, что мир стал другим: изменилась не только политическая ситуация, но и экономическая, ранее заключённые договоры, прежние цепочки доставок и логистические пути остались в прошлом. В шоке были не только потребители, но и предприниматели – было неясно, как жить дальше, цена подскочила очень высоко. Потом цена все же снизилась, теперь она примерно на 100 евро ниже. Это значит, что предприниматели начали понимать, как эти продукты и услуги предлагать и реализовывать иначе», — описывает контекст Ингуна Гулбе, глава Латвийского центра содействия сельскохозрынку.
Действительно, биржевые цены на зерно постепенно снижаются (сейчас они примерно на довоенном уровне), однако покупатели в латвийских магазинах этого не заметят. По-крайней мере, это не произойдет в ближайшее время, считает специалист.
«Каждый день мы слышим о том, насколько вырастут цены на электричество, газ, будут ли они доступны вообще.
Большие счета за энергию получают не только жители, но и предприятия. Это значит, что им нужно либо включать эти счета в цену продукта, либо приостанавливать деятельность.
Поэтому какого-то снижения цен потребители в ближайшее время не увидят», — уверена И. Гулбе.
По ее словам, на данный момент нет никакой возможности хоть с какой-то точностью спрогнозировать, когда может остановиться рост цен.
«Но то, что рост биржевых цен на многие продукты питания остановился, уже дает надежду, что может быть, когда-нибудь в следующем будущем году удорожание прекратится», — предположила она.
Директор Латвийского центра содействия сельскохозяйственному рынку считает, что пока нет никаких поводов рассчитывать на снижение цен на продукты питания, но, вероятно, от господдержки будет зависеть, смогут ли производители удержаться от слишком значительного их повышения.
«Но нас, рядовых жителей, до конца года ждёт только рост цен. Никакого другого направления нет»,
— констатирует И. Гулбе.
Латвийские же фермеры сетуют на крайнюю нестабильность биржевых цен на зерно — несмотря на хороший урожай, планировать какие-либо инвестиции им сейчас чрезвычайно трудно. В частности, об этом Латвийскому радио рассказал представитель крестьянского хозяйства Rīveri Валтер Зелчс.
«До нападения на Украину цена зерна составляла примерно 200-220 евро за тонну, она была вполне приемлемой для большинства фермеров. После начала войны цена выросла до 300 евро за тонну, в какой-то момент она достигла даже 430 евро. Сейчас цена снова на уровне 320 евро, но она очень нестабильна. Поэтому планировать какие-либо селькохозяйственные инвестиции сейчас чрезвычайно трудно. Но в этом году радует хотя бы урожай: он, конечно, не рекордный, но хороший. Также существует возможность фиксировать цены на зерно. Наше хозяйство использовало эту возможность в конце февраля-начале марта, когда цена была около 300 евро за тонну, поэтому часть запланированного урожая мы зафискировали. Но это как лотерея: можно выиграть, можно и проиграть», — сообщил он.
В июле годовая инфляция достигла самого высокого показателя с 1998 года. Ранее Ингуна Гулбе предположила, что все равно рано или поздно предпринимателям придется задуматься о снижении цен. А пока потребители задумываются об изменении своих привычек и/или увеличении своих доходов.