«Я думаю, что мы не обойдемся без рабочей силы из Беларуси, Украины, Таджикистана, из других восточных стран. Нормальные строители из Германии или Финляндии, извините, не приедут. Даже из Эстонии не приедут, потому что эстонцы работают в Финляндии. [...] Литва, Латвия, Эстония — все стараются привлечь эту рабочую силу. Потому что... Ну вот, к примеру, Rail Baltica: мы же будем ее строить одновременно, все вместе. Это значит, что нехватка рабочей силы будет, как в Литве, как в Эстонии, так и в Латвии», — заявил Латвийскому радио 4 Андрис Боже, член правления латвийского подразделения финской строительной компании YIT и участник Латвийского совета по строительству при Министерстве экономики.
Нехватка работников в отрасли чувствовалась и раньше, а с этой зимы, как сообщал Rus.LSM.lv она обострилась из-за запрета работать на стройках без ковид-сертиката привитого или перенесшего коронавирус.
По мнению А. Боже, учитывая прогнозируемые проблемы, следует значительно смягчить условия для привлечения рабочих из третьих стран.
«Сегодня это очень проблематично», — заявил он.
«У нас в Латвии ввезти рабочих из третьих стран — это бюрократически сложно и долго. Даже по сравнению с той же Польшей и особенно с Литвой. Я в Литве был на прошлой неделе и как раз спрашивал, сколько времени у них занимает завезти рабочую силу. Они отвечают: плюс-минус две недели, и работники здесь работают», — подтвердил председатель Латвийской ассоциации строителей Нормунд Гринбергс
Представитель организации отметил, что сейчас коммерсант, если хочет пригласить работника из третьих стран, должен две недели держать открытой вакансию и только потом может подавать заявление на его оформление, а его еще должны проверить по линии миграционной службы и сейчас еще все осложняют «ковидные» правила.
«В итоге, как говорит коллега, у нас это трудно, долго, у нас бюрократия. Мы призываем сесть за стол и пересмотреть процесс, чтоб понять, как все ускорить», — сказал он.
По его словам, из-за этих сложностей латвийские строители начинают проигрывать литовцам на латвийских же объектах.
«Уже возникают ситуации, когда литовцы конкурируют на объектах в Латвии, давая более низкую цену. И одна из причин, почему у них цена ниже, — то, что они могут быстрее и дешевле завезти рабочую силу, например, из Украины в Латвию и начать строить»
, — подчеркнул Н. Гринбергс.
Сокращать уже нечего
Глава Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ, PMLP) Майра Розе заверила, что нет никакой «большой бюрократии».
«Да, надо открывать и держать вакансии. Но это политическое требование. […] Само приглашение оформляется в пятидневный срок, если же подает «золотой» или «серебряный» клиент Службы госдоходов (степени присваиваются в рамках Программы углубленного сотрудничества — Rus.LSM.lv), тогда за два рабочих дня.
Потом человек идёт получать визу. Я не могу сказать, какие в посольствах мощности, но обычно они рассматривают в течение недели. Значит, в общей сложности одна неделя у нас, одна неделя в посольстве. Не такой уж большой срок. Конечно, я не могу сказать, как быстро человек запишется, например, в посольство. Но если смотреть, сколько занимает процесс, там уже нечего сокращать», — считает она.
К тому же, подчеркнула начальница УДГМ, документы для приглашения работников можно и нужно присылать электронно, так что не надо ждать записи.
Андрис Боже порадовался, что в госструктурах работают над оптимизацией процессов, но считает, надо продолжать диалог с отраслью и искать, что еще можно улучшить. Так, чтобы в итоге гастарбайтеров было выгоднее завозить не через Польшу или Литву, как сейчас, а напрямую в Латвию.
Без иностранных рабочих квартиры будут дороже
Между тем, по его словам, присутствие иностранных работников на стройплощадках в целом оказывает на процесс и результат весьма позитивное влияние.
«Между ними и местными рабочими — очень большая разница.
У наших — в 17:00 рабочий день заканчивается, в субботу-воскресенье — выходной, у них ёлка в детском саду и праздники. А гастарбайтеры приезжают зарабатывать. У них разрешение на 3 месяца — они 3 месяца пашут. Сделали, уехали — спасибо, до свидания. Это и хорошо. С ними очень легко работать, потому что они хотят заработать, они хотят работать», — заявил представитель YIT.
Он заверил, что когда на строительных площадках нет конкуренции, аппетиты работников растут очень быстро.
«Вопрос в том, сможет ли конечный потребитель продукта, который мы построим, это всё оплатить. Надо понимать:
если мы будем квартиры строить только с местной рабочей силой, они будут стоить дороже, чем когда в строительстве участвуют работники из Беларуси, Украины, из других стран»,
— предупредил Андрис Боже.