До Латвии пока мало кто доехал
Эгил Грасманис, основатель латвийского движения Gribu palīdzēt bēgļiem («Хочу помочь беженцам»), рассказал, что шестилетний опыт работы и полученный статус общественной организации позволяет активистам оперативно реагировать на проблемные ситуации с беженцами.
«Мы как организация пытаемся закрыть те дыры в системе, которые государство не может настолько гибко закрыть. Латвийская система приема беженцев становится лучше, но в ней были и есть многие недостатки.
Мы за эти два дня связались более чем с 20 организациями в Латвии, не только благотворительными — Красным Крестом, Обществом самаритян и так далее — и сейчас готовимся к потоку беженцев (думаю, он будет!) из Украины в Латвию. Координируем общественную помощь тем, кто приедет. В данный момент просто собираем ресурсы, выясняем, кто что может делать. И частные лица, и организации. Какие у нас ресурсы насчет жилья, волонтеров.
Конечно, мы слышали, что Латвия готовится принять 10 000 человек, и есть гостиницы — но эта система начнет эффективно работать, может быть, через неделю, это всё еще нужно принять и утвердить — а действовать нужно уже сегодня, потому что есть в Латвии люди, которые уже прибыли».
В своей закрытой Facebook-группе активисты, по словам Грасманиса, не дискутируют, нужно ли помогать беженцам. Они деятельно организуют помощь:
«Сегодня уже была информация, что нужно ехать за женщиной с ребенком на границу — у нее муж остался в Украине... И уже очень многие готовы сесть в машину и поехать за ними. Люди сами координируют свои действия».
Он пояснил, что в ожидании приезда украинцев организация не собирает денежные средства, а аккумулирует ресурсы:
«Мы вчера запустили такую анкету, где люди могут отметить, чем лично они могут помочь. В том числе — жильем, если будет большой наплыв, это первое, что будет нужно. По документам мы тоже работаем вместе с МВД, то есть для каждого украинца, который приедет, будет или гуманитарная виза, или убежище. Мы вчера ночью это запустили, и незадолго до нашей с вами беседы было уже больше 500 заявок — не все с жильем, но мы чувствуем, что очень большая часть общества готова помочь. Наша группа разрослась с 3000 до 4000 человек.
Приветствуется разная помощь — и волонтерство, и, если у вас фирма, она могла бы дать людям работу».
Многие бежали в Молдавию, но совсем рядом с ней стреляют
Ольга Берга и Анна Берга из Украинского центра молодежи и детей в Латвии (эта организация — своего рода посольство украинской культуры в нашей стране) рассказали, что главные направления для движения беженцев сейчас — Молдавия, Польша и Румыния.
«Мы вчера говорили с парнями, которые помогают беженцам как раз в этих странах и говорят, что самый большой наплыв беженцев сейчас в Молдове. Там ближе граница, и если мы говорим о тех местах, где сейчас больше всего идут боевые действия, то да, Молдова сейчас намного ближе к ним», — пояснила Анна Берга.
По ее словам, в Латвию едут только те, у кого есть родственники. Не далее как вчера сотрудники центра помогали одной женщине, у которой друзья застряли в Киеве, и координировали их поездку к границе Польши.
«Мы помогли тем, что просто мониторили, что творится на границах. Ведь у людей в дороге не всегда есть интернет. Найти информацию им бывает сложно. Мы читали, что пишут сами пограничники, что пишет Польша и как выглядит ситуация со слов людей, реально находящихся там».
По словам Берги, тотальная масса беженцев перемещается частным автотранспортом — ей не доводилось даже слышать, чтобы курсировали хоть какие-то автобусы. Люди забирают с собой знакомых или пишут в соцсетях, что есть место в машине, и они готовы предоставить его попутчикам.
Если Польша не справится с наплывом, беженцев примут другие
Журналист из Литвы Дмитрий Семенов рассказал, что решение литовского Сейма объявить в стране чрезвычайное положение в связи с войной на Украине до 10 марта вызвано отнюдь не стремлением ввести какие-то ограничения, а желанием ускорить бюрократические процедуры:
«На обычных гражданах это никак не сказывается, конституционные права и свободы никак не ограничиваются — это больше нужно, чтобы правительство могло оперативнее принимать решения. По бюджетным расходам и ради безопасности на границе».
Пока украинские беженцы не прибыли на территорию Литвы. Ожидается примерно 20% тех, кто попадет в Польшу (а там их уже 29 тысяч), пояснил Семенов.
«Но у МВД предусмотрено три сценария на случай прибытия беженцев — на 10, 20, 30 тысяч человек. И кроме того, у нас сейчас получают развитие различные гражданские инициативы — например, есть такая инициатива Союза стрелков Литвы «Сильны вместе», и это сервис, где люди, едущие с Украины в Литву, могут написать, в чем нуждаются, а литовцы пишут, что могут предоставить».
На вопрос Rus.LSM.lv, значит ли это, что если Польша не справится, поток беженцев направят в Литву, Семенов сказал:
«Очевидно, что это будет, так. Но пока я слышал, что Польша говорила о готовности несколько сотен тысяч у себя разместить, Словакия и Румыния заявляли , что готовы по 10 тысяч разместить, Эстония, что возьмет 5000. очевидно, что если счет пойдет на сотни тысяч, то из Польши они уже будут распределяться в те страны, которые выразили готовность принять их. Многие страны сейчас готовят инфраструктуру для этого и принимают решения».
Польский журналист Кшиштоф Щчепанек рассказал, что Польша готова принять немалое число украинских беженцев, на границе действует девять пунктов по их приему:
«Упрощено оформление пересечения границы, при переезде можно въехать без паспорта. Сколько их будет, никто не знает. Как специалисты говорят, Польша спокойно может принять миллион украинцев, и он спокойно разойдется по вакантным местам работы.
Но никто не знает, сколько будет этих людей. И мы знаем, что многие поедут дальше, не останутся. Так что пока спокойно.
Что еще очень важно: на границе, как мы видим — женщины и дети. И люди пожилого возраста. Думаю, это результат решения властей Украины о мобилизации мужчин».
Как писал Rus.LSM.lv, правительство накануне утвердило план приема украинских беженцев — страна сможет разместить у себя до 10 тысяч человек.
Как сообщал Rus.LSM.lv, Россия атаковала Украину в ночь на 24 февраля. С тех пор продолжаются бои, захвачена Чернобыльская АЭС, обстреливается ракетами и с беспилотников Киев. Президент Украины Владимир Зеленский заявил о разрыве дипломатических отношений с Россией и объявил всеобщую мобилизацию. Множество мирных жителей покинули свои дома и эвакуируются в западные районы Украины, некоторые, как предполагается, двинутся дальше — за границу, в страны Евросоюза.