Алкоголь и семейное насилие часто идут рука об руку, но полиция может с этим бороться

Обратите внимание: материал опубликован 2 года и 9 месяцев назад

Алкоголь часто сопутствует с агрессией. Это хорошо знают работники муниципальной полиции Риги, ведь примерно две трети их вызовов по поводу семейного насилия связаны с употреблением спиртного. К счастью, сейчас у правоохранительных органов есть инструменты, чтобы оградить детей от влияния пьющих членов семьи, а также изолировать агрессора, рассказывает Служба новостей Латвийского радио в рамках проекта исследовательской журналистики «Страна, где пьют» (Zeme, kur dzer).

Алкоголь и семейное насилие часто идут рука об руку, но полиция может с этим бороться
00:00 / 05:32

Бетия (имя и голос изменены) на интервью приехала на междугороднем автобусе. Она живет в небольшом селе и сейчас учится в средней школе. Десять лет девушка жила вместе с отчимом-алкоголиком.

«Он пил раз в месяц. У него были так называемые запои. Иногда даже доходило до очень серьезных», — вспоминает Бетия.

Семью содержала мама, но супруг часть ее зарплаты забирал, чтобы пропить.

Бетия с грустью вспоминает первые числа месяца: «Когда он был очень сильно пьян, то он часто меня толкал, мог ударить, грозил кулаком. У меня были вывихнуты пальцы, руки практически не двигались. Потому что он был очень сильный».

Как-то, совсем потеряв рассудок от пьянства, отчим взял мамину машину, сел за руль, и, посадив на колени младшего брата Бетии, стал гонять по волости. Опасаясь за брата, девочка отправилась их искать. И нашла — на главной площади волостного центра.

По судьбоносной случайности там же оказалась руководитель сиротского суда. Привлекли полицию, социальные службы, стали выяснять обстоятельства дела. В результате три года назад отчим наконец пропал из жизни Бетии.

Вообще алкогольное опьянение при совершении нарушения или преступления является усугубляющим вину обстоятельством, говорит главный инспектор Бюро координации служб Госполиции Винета Павловска.

В прошлом году в Латвии из-за эмоционального или физического насилия над детьми были начаты 1 600 административных процессов — примерно на четверть больше, чем годом ранее.

Правда, у Госполиции нет отдельной статистики о том, как часто агрессивный нарушитель оказывался пьяным.

«В каждом конкретном деле это индивидуально. Чтобы выяснить [статистику], нам надо было бы поднять все дела об административных нарушениях и изучить все обстоятельства, которые стали причинами произошедшего», — пояснила она.

В свою очередь из данных муниципальной полиции Риги видно: в 2021 году был 851 вызов в связи с насилием в семье, и в 596 случаях агрессор был в состоянии алкогольного опьянения. При этом год от года эти цифры растут.

«Я очень ясно помню один случай. Нас привезли, мы вошли в дом, а дедушка с бабушкой спали пьяные», — делится воспоминаниями юрист Анда.

Любившие выпить дедушка с бабушкой, у которых она с сестрой обычно проводила лето в начале 1990-х, не кричали, не били внучек. Им просто было все равно, и девочкам приходилось самим о себе заботиться.

«Моя сестра недавно нашла письмо, которое она тогда написала домой родителям. "Когда вы уехали, нам было очень грустно, и Анда проплакала весь оставшийся день"… Мне кажется, что это ненормальное насилие и со стороны родителей. Я бы так никогда не поступила по отношению к своим детям, аргументируя тем, что, мол, их не с кем было оставить», — заявляет женщина.

Уже два года в законе о защите прав детей есть норма, запрещающая присматривать за детьми в состоянии опьянения. За это грозит предупреждение или штраф до 210 евро. Но главное — полиция об этом информирует социальную службу или сиротский суд.

«Это именно потому, что в практике есть такие случаи. Недавно в снегу нашли спящую мамочку и рядом ребенка в коляске», — рассказывает Винета Павловска.

В прошлом году в Латвии было почти 300 подобных случаев. Эта относительно новая норма закона позволяет полиции предотвратить несчастье. Ребенка в таких ситуациях передают второму родителю, в кризисный центр или медицинское учреждение, а пьяного нарушителя отправляют домой.

Но полиции по-прежнему трудно защитить детей, когда один из родителей – алкоголик, а другой – созависимый. Например, Бетия рассказывает, что ее мама никак не могла развестись с отчимом-алкоголиком, не говоря уже о том, чтобы пожаловаться на него в правоохранительные органы.

«Она все время какие-то бумаги забирала обратно, потому что была надежда, что все образуется, что все будет хорошо», — говорит девушка.

Полиция имеет право принять решение об отстранении насильника от семьи на срок до 8 дней. Раньше это делалось на основе письменного заявления пострадавшего. Но в этом году Сейм одобрил поправки в законе, разрешающие полиции делать это по собственной инициативе, без заявления. Правоохранители также могут задержать пьяного нарушителя на срок до 12 часов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное