Весь выпуск «ТЧК» смотрите здесь
«Я совершенно согласен с министром культуры в том смысле, что это такой популизм и попытка играть на чувствах определённой части избирателей», — обозначил свое отношение профессор к поправкам, поданным Национальным объединением и «Объединенным списком» с целью запретить проводить предвыборные дебаты в общественных электронных СМИ на русском языке, приравняв дебаты к агитации (а агитировать на русском уже запрещено), а также к тому факту, что это предложение передали комиссиям, несмотря на его низкое качество.
Ю. Розенвалдс пояснил: политическая элита должна реагировать на запросы избирателя, но она должна это делать с учетом сложившегося опыта законотворчества.
«Тут получается, мне кажется, странная ситуация, когда "Новое Единство" — крупнейшая фракция — поддерживает явно некачественно сформулированное предложение, которое предлагает оппозиция. Это очень напоминает то, что происходило в самом конце каденции Сейма прошлого созыва, когда голосовали за закон, связанный с гражданами РФ и проверками госязыка», — сказал политолог, имея в виду, что тогда тоже в конце концов обнаружили, что написанное в документе едва ли реализуемо на практике и пришлось вносить новые поправки.
«Тот же господин [Марис] Кучинский, когда он стал министром внутренних дел, начал разбираться: а как это сделать? А когда его спрашивали, за что же вы тогда голосовали, он отвечал "я голосовал за идею". Вот так, как мне кажется, политики голосуют и сегодня — за идею. Я сейчас не обсуждаю, насколько здравая сама идея. Но когда совершенно ясно, что это некачественные поправки, а мы все равно голосуем и будем потом разбираться…
Я боюсь, что это может кончиться не очень хорошо, особенно для средств массовой информации.
Потому что в итоге проголосуют за что-то такое, из-за чего потом все будут удивляться и говорить, «ну как всё-таки это решать»», — сказал гость передачи.
На просьбу вообще охарактеризовать происходившее вокруг темы дебатов в общественных СМИ на русском языке Юрис Розенвалдс ответил:
«Я бы назвал это всплеском трамвайного национализма. Как это было советское время, когда обсуждение шло на уровне толкающихся между собой пассажиров».
По его мнению, происходящее говорит о состоянии общества, а также заставляет задать важный вопрос: важна ли латвийскому обществу колеблющаяся часть русскоязычного населения? Он сослался на проведенный вскоре после начала вторжения РФ в Украину опрос, который показал, что немалая часть русскоязычного населения на тот момент была и не за РФ, и не за Украину, а где-то посередине.
«Так вот эти неопределившиеся, они важны для нас или нет? […] Наверное, за них как-то надо бороться. Потому что оставить их и сказать «идите в интернет и ищите что хотите», я думаю, это как выстрелить себе в ногу», — сказал Ю. Розенвалдс.