Латвийский транзитный коридор рассчитан на более чем 80 млн тонн грузов в год, порты имеют еще большую пропускную способность. Однако в целом за прошлый год грузооборот портов упал на 19,6% — до 38 млн тонн и продолжает снижаться, прозвучало в передаче. За первые 4 месяца 2024 года перевалено 12 млн тонн грузов — на 12% меньше, чем в том же периоде годом ранее. Что происходит с транзитом сегодня?
«Это падение будет продолжаться, и сейчас мы просто видим последствия того, что 15-20 лет мы к этому моменту не готовились. Война в Украине это всё, конечно, ускорила, но уже в 2004 году наш большой сосед (Россия) принял решение, что латвийские порты ему не нужны. (..) Мы как в хоккее — всё оставляем на овертайм!» — сказал советник министра сообщения, председатель правления Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш.
Если бы Латвия начала готовиться к решению сегодняшних отраслевых проблем раньше, 5-6 лет назад — в том числе перераспределила средства еврофондов, позаботилась о маркетинге, то сейчас ситуация была бы «чуть другой», добавил специалист:
«Любой новый проект по какой-либо трансформации и по привлечению новых грузов — это 3-4 года работы минимум! Это минимальный срок. Чтобы мы к этому сегодня были готовы — это (поиски новых грузопотоков) следовало делать еще перед ковидом».
Член совета Латвийской ассоциации стивидоров Янис Касалис рассказал, что спад грузоперевалки в портах в основном связан с сокращением транзита угля:
«Тут ситуация больше связана с политикой Европы, с тем, что этот уголь используется в основном или в Германии, или в Польше, а еще с тем, что у нас довольно много его завезли в 2022 году, когда была большая паника на всех энергетических рынках. (..) Ясно, что этому не будет места, если посмотреть на 5 лет вперед, потому что Европа от угля уйдет. Ясно, что мы должны смотреть на другие грузы.
Что касается общей ситуации — то да, мы смотрим на Клайпеду и по некоторым видам грузов видим, что и там есть падение, в основном за счет грузов из Беларуси, это уже связано в американскими санкциями. И здесь нужно смотреть, что может сделать частный бизнес и что — государство.
Частный бизнес, естественно, после 2004, 2005 года, после аннексии Крыма смотрел и смотрит, какими грузами управлять, что дальше развивать и куда инвестировать. И тут у нас есть такой регион, как Центральная Азия — он для нас важен,
мы видим в этом регионе будущее транзита, способного заменить (не в полном объеме!) российские и часть белорусских грузов, и поэтому Центральную Азию по разным грузам (насыпным, таким как зерно, уголь, металлы) мы видим как стратегическое направление.
Сегодня Казахстан экспортирует примерно 200 млн тонн различных грузов в год! И через Россию, и через Китай (часть). Нам нужно от этого миллионов десять. Если мы можем из 200 млн тонн их взять, эти десять — думаю, мы уже сможем как-то нормально определиться с теми грузами, которые есть».
Уже сообщалось, что, по прогнозам, полный разрыв экономических связей с Россией обошелся бы Латвии в падение оборота портов на 20%. В Банке Латвии, однако, это расценивают как посильное и разумное (учитывая войну РФ против Украины) решение, которое не должно привести ни к какому экономическому коллапсу.