Я не напишу «русские напали» в тексте о войне в Украине — латвийский журналист

Русскоязычной аудитории хочется видеть себя в «настоящих» СМИ. В противном случае какая-то ее часть может «раствориться» в социальных сетях и черпать информацию из совершенно непроверенных и некачественных источников. И это одна из причин, по которой в последнее время приходится тщательнее выбирать слова — чтобы (особенно рассказывая о сложных темах) не оскорбить и не оттолкнуть людей, сказала журналист портала Rus.Delfi.lv Данута Дембовская в передаче «ТЧК» на Rus.LSM.lv.

Весь выпуск смотрите здесь

Рассуждая о самоцензуре в работе журналистов, Данута Дембовская призналась, что в последнее время стала осторожнее выбирать слова. И дело не столько в страхе перед правовыми последствиями (хотя спор TVNET и Национального совета по электронным СМИ из-за передачи со словом «депортация» заставляет помнить и о них), сколько в том, как та или иная формулировка будет воспринята аудиторией.

«Потому что когда ты вещаешь на русском языке... Скажем,

я не позволю себе написать "русские напали" в тексте, где речь идет о войне, если мы говорим об Украине. Потому что если я использую это слово, латвийские русскоязычные могут применить его к себе, что недопустимо. Мы должны говорить о российской армии, о том, что это действия России.

Здесь достаточно сложный этический момент», — сказала она.

Впрочем, допустила гостья «ТЧК», на работу русскоязычных общественных СМИ в какой-то степени может влиять и сама дискуссия о том, имеют ли они право на существование. «Мне трудно представить, что скажем, Rus.LSM или Латвийское радио 4 не думают о том, как реагирует латышская публика на то, что они в принципе вещают по-русски. Если в обществе периодически поднимается дискуссия о том, нужно ли это делать вообще, было бы странно, если бы человек, журналист, не реагировал немножко болезненно на то, как оценивается его работа, скажем так, истеблишментом и твиттером, который играет очень большую роль. Это естественно».

Рассуждая о русскоязычной аудитории, журналист заметила, что значительная ее часть после начала войны в Украине была очень растеряна и ждала сигнала от государства — мол, «вы наши». И что многие ее представители сейчас не готовы откровенно рассказывать со СМИ о своих проблемах — разве что анонимно.

При этом людям важно понимать, что их проблемы заметны СМИ и что СМИ готовы говорить не только о них, но и с ними, важно чувство субъектности. А если они не будут видеть отражения себя, своих проблем в «настоящих» СМИ (т. е. таких, у которых есть статус СМИ с вытекающими последствиями), они могут начать уходить в мутные воды соцсетей, онлайн-групп и чатов.

«Мы живём в информационном обществе, где способов получить информацию очень много. Поэтому

говорить с аудиторией нужно ещё и для того, чтобы читатели, зрители, слушатели не ушли в эту зону "одна бабка сказала", где они пользуются совершенно непроверенным источниками информации

и небылицами, когда какие-нибудь политики могут рассказывать им невероятные вещи», — отметила Д. Дембовская.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное