Государство само стимулирует теневую экономику, но это поправимо — чиновник

Парадоксальным образом государство может поддерживать теневую экономику — через систему публичных закупок. В них обычно побеждает предложение с самой низкой ценой, а она нередко достигается путем «срезания углов». Эту проблему планируется устранить, введя систему рейтингов предприятий и предусмотрев преференции для самых честных и прозрачных, рассказала передаче «Домская площадь» на Латвийском радио 4 Ольга Богданова, заместитель госсекретаря Министерства финансов.

Министерство финансов подготовило проект Плана по борьбе с теневой экономикой, который, по словам Ольги Богдановой состоит из более чем 50 мероприятий. Она подчеркнула, что ни одно из них само по себе не может решить проблему серой предпринимательской деятельности, поскольку явление это очень сложное, которое влияет и на поступления в бюджет, и на социальную защищенность жителей («зарплата в конверте» сегодня может стать большой проблемой в будущем), и на способность страны привлекать инвестиции и др.

В целом, как утверждает заместитель госсекректаря Минфина, составленный ведомством план сосредоточен больше на «морковках», чем на «кнутах». «Здесь больше речь о средствах , может быть, гигиены и партнёрства частных лиц с государством, которые опираются в основном не на какие-то репрессивные методы, а больше на обмен информацией, на мотивацию», — говорит О. Богданова.

«К примеру, мы внедряем принцип рейтингов, — ответила она на просьбу привести пример предложенных Минфином мероприятий. — Вскоре Служба госдоходов опубликует рейтинги предприятий, основанные на различных индикаторах. У предприятий с наиболее высоким рейтингом риск зарплаты в конверте минимален и, соответственно, этим предприятиям будет дано преимущество, например, при участии в госзакупках. Потому что

сейчас замкнутый круг заключается в том, что [в публичных закупках] выигрывают те предприятия, которые предлагают самую низкую цену. И очень часто эта низкая цена достигается за счёт того, что платятся зарплаты в конвертах. Получается, само государство стимулирует теневую экономику.

Чтобы эту проблему решить, соответственно, мы добавляем коэффициент, который поможет предприятиям не экономить таким образом».

Также предприятия «А-класса» могут быть освобождены от необходимости подачи некоторых справок: если надзорным органам и так понятно, что риски здесь минимальны, зачем требовать дополнительную информацию?

«Таким образом мы облегчаем жизнь этих предприятий», — подчеркнула О. Богданова.

Ранее проект Плана по борьбе с теневой экономикой — по крайней мере, версии, которую Минфин повторно передал на общественное обсуждение в октябре — раскритиковал доктор социологии Андрис Саулитис: он заявил, что в документе установлены слишком скромные цели и сроки, некоторые нужные шаги в нем отсутствуют и создается впечатление, что «план сложен из предложений разных министерств о каких-то мелких вещах, которые каждое из них подкинуло».

В мае было опубликовано ежегодное исследование «Индекс теневой экономики в странах Балтии», согласно которому размер «серой зоны» в 2022 году составил почти 26,5% от ВВП — всего на одну десятую процентного пункта меньше, чем в 2021-м; в Литве этот показатель составил  неполные 26%, в Эстонии — 18%.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное