Организатор и планирование убийства
Из предъявленного Ульману обвинения, с которым удалось неофициально ознакомиться De facto, следует, что подготовка к убийству адвоката и администратора неплатёжеспособности Мартиньша Бункуса происходила на участке площадью 11 гектар в Кекавском районе, в Катлакалнсе. За бетонным забором спрятаны недостроенная гостиница, баня и еще несколько построек. По версии следствия, в этом месте лица, совершившие убийство Бункуса, встречались, испытывали огнестрельное оружие и хранили привезенные из Литвы автомобили.
Имущество принадлежит акционерному обществу A.V.V. Компания была основана в 1991 году тремя людьми, известными в криминальных кругах. Среди них — Геннадий Валягин. Он был правой рукой Ивана Харитонова, который в то время был известен как король рэкета.
Во второй половине 1990-х Харитонов и Валягин были осуждены за вымогательство. Несколько лет они провели в тюрьме. В марте прошлого года Валягин был застрелен в своей машине возле бара в Плявниеках.
По неофициальной информации, именно Валягина следователи считают организатором убийства Бункуса.
Убийство заказали или, как указано в обвинительном заключении, к нему подстрекали (uzkūdījuši) совладелец Mono и бенефициар LPB banka Михаил Ульман и крупнейший владелец сети магазинов Mego Александр Бабенко. У обоих были как деловые, так и личные отношения с Валягиным.
Согласно обвинительному акту, Ульмана, как бывший член правления Rego Trade, испытывал неприязнь к Бункусу как администратору неплатёжеспособности компании. За убийство Бункуса организатору предлагали 100 тысяч евро, исполнителю — 200 тысяч евро. Бабенко передал деньги Валягину, но в итоге не все, что было обещано стрелявшему, до него дошло.
Прокурор Ласманис рассказал, что исполнителю не заплатили более 100 тысяч евро.
Исполнитель и первая попытка убийства
На уже упомянутой территории в Катлакалнсе Кекавского края Валягин нанял гражданина РФ в качестве исполнителя убийства Бункуса Виктора Кривошея, который в свое время сидел в Елгавской тюрьме за убийство и грабеж. Кривошею было поручено выследить Бункуса и выяснить его ежедневный маршрут передвижения. Кривошею выдали два пистолета-пулемета и муницию.
Первая попытка убийства была совершена в сентябре 2016 года. Когда Бункус утром ехал по улице Вароню в сторону центра, его поджидали два человека на мотоцикле. Его водитель не установлен, но сзади сидел Кривошей, который целился в боковое стекло автомобиля Бункуса, но из-за технической неисправности оружие не сработало.
В конце 2017 года Кривошею сообщили, что заказное убийство должно быть доведено до конца. По предварительной договоренности Ульман, Бабенко и Валягин встретились в центре Риги на углу улиц Лачплеша и Акас, где организатор сообщил о покупке транспортных средств для осуществления преступления.
Утром 30 мая 2018 года Кривошей вместе с неизвестным водителем ждал Бункуса в грузовике, который ехал по улице Вароню в сторону улицы Айзаулес. Когда Бункус подъехал достаточно близко и начал обгон, Кривошей произвел не менее семи выстрелов из грузового отсека из автомата Калашникова.
После убийства, исполнители повернули перед мостом Брасас направо. Они сожгли грузовик между путями и могилами, пересекли железную дорогу, сели в темный внедорожник на улице Озолу в жилом районе и уехали. После этого снова поменяли машину в Пардаугаве.
Подробное обвинение
В обвинительном заключении, с которым неофициально ознакомилась программа De facto, события описаны очень подробно, что свидетельствует о том, что кто-то, возможно, Кривошей, сотрудничал с полицией, по крайней мере, какое-то время.
«В настоящее время никто из обвиняемых не признает своей вины, используя предусмотренные законом средства и реализуя тактику защиты. Я не могу на данный момент комментировать, как мы это узнали, сотрудничал ли человек с нами и как мы получили эту информацию», — говорит Ласманис, который начал вести уголовный процесс в 2019 году, примерно через год после убийства Бункуса.
Подозреваемую в убийстве Бункуса группу, в том числе предполагаемых заказчиков Ульмана и Бабенко задержали в прошлом году — четыре года спустя.
Обвиняемые по делу об убийстве Бункуса до сих пор находятся под стражей. Несмотря на жалобы Ульмана о том, что его здоровье ухудшилось в тюрьме, суд не дал согласия на его освобождение под залог, посчитав, что он может помешать расследованию.
«Не говоря конкретно о каждом из обвиняемых и не конкретизируя, могу лишь сказать, что
были обнаружены как реальные риски воздействия на свидетелей, так и риски побега, и меры противодействия», — сказал прокурор.
Отрицание вины
Защитники подсудимых отказались давать интервью De facto. Только адвокат Бабенко письменно ответила, что ее подзащитный не причастен к преступлению.
«Моя защитная позиция была последовательной и неизменной на протяжении всего расследования уголовного процесса. Также и сейчас, указывая на обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, и непричастность Александра Бабенко к совершению данного уголовного правонарушения. Следует подчеркнуть, что защита постоянно указывала на существенные нарушения уголовного процесса и прав человека, длительное удержание Александра Бабенко под стражей», — пишет адвокат Хелена Пурвиня.
Адвокат Бабенко также упоминает заключение компетентного органа, подтверждающее наличие в деле нарушений прав человека. Весьма вероятно, имеется в виду ответ аппарата омбудсмена, который указывает на ограниченные возможности задержанных опровергнуть доказательства, так как им не были представлены все материалы дела. Как пояснили в прокуратуре, доказательства подозреваемым были представлены в таком количестве, чтобы это не навредило следствию.
Обвинение, предъявленное по уголовному делу об убийстве при особо отягчающих обстоятельствах, предусматривает наказание в виде лишения свободы.
В случае осуждения минимально возможный срок лишения свободы составляет 15 лет.
Как рассказывал Rus.LSM.lv, весной 2008 года компания Rego Trade, занимающаяся оптовой торговлей продуктами питания, была объявлена неплатежеспособной. Вступив в должность администратора неплатежеспособности, Мартиньш Бункус обнаружил, что бывшие члены правления компании — Ульман, Александр Будовский и Дан Вапне — перед объявлением о неплатежеспособности присвоили активы Rego Trade, поэтому администратор подал на них в суд о взыскании средств. В 2012 году с Ульмана было взыскано 265 626 латов (377 952 евро) в пользу компании.
При этом передаче ЛТВ De facto стало известно, что поле конфликта Бункуса с Ульманом не ограничивалось делом о банкротстве Rego trade: за два года до убийства Бункус просил расследовать инкассацию «налички» с участием банка LPB, который опосредованно принадлежит тому же Ульману.