- Полный выпуск программы доступен здесь
«Мы постоянно говорим, что нам не хватает денег на медицину и образование. Но если мы сравним наши доходы на душу населения со Швецией или Финляндией, у нас они втрое ниже. И налоги – это одна из составляющих, как эту ситуацию можно исправить», - сказал Ростовскис.
Он отметил, что налоги на рабочую силу в Латвии – одни из наиболее высоких в Европе. И инвестор, оценивая, во сколько ему обойдется рабочая сила, принимает решение в пользу Литвы или Эстонии.
«Для малого бизнеса вообще нет никакого особо регулирования – их сразу помещают в «большую» налоговую систему. Если мы смотрим на заходящиеся сюда компании с длинными карманами, то они могут проработать пару лет в минус.
Но если человек сам создает бизнес, ему нужно дать время разбежаться.
И только когда он окреп, встал на ноги, тогда можно переводить его на следующий уровень», - сказал глава Латвийской торгово-промышленной палаты, добавив, что цель малого предпринимателя – накормить свою семью и расти.
«Они все начинают с малого и растут. На этот вопрос нужно смотреть шире», - подчеркнул Ростовскис.
Он рассказал, что предприниматели входят в рабочую группу при правительстве, которая анализирует налоговую систему. Впрочем, сейчас, по словам коллег Ростовскиса, пока там предоставляется «общеобразовательная» информация – до анализа группа еще не добралась. А сейчас, из-за политической ситуации, и вовсе приостановила работу.
«У нас есть информация, что после этих заседаний приходят представители Министерства финансов и чешут репы, где взять эти деньги. (..) Минфин, к сожалению, мыслит категориями Excel – если мы снизим этот налог, денег будет меньше. Но они не учитывают поведение бизнеса, где сидят не госчиновники. Предприниматель смотрит: если мне тут удобно вести бизнес, я трачу свое время и энергию; если нет – иду в другое место», - пояснил Ростовскис.
Президент Латвийской торгово-промышленной палаты считает, что, если снизить налоги по-умному, предпринимательская активность может вырастет – и, следовательно, принесет в казну еще больше денег.
«Мы не думаем о привлечении инвестора. Наоборот, мысля категориями Excel, мы его теряем», - заявил Ростовскис.
Экономика Латвии будет расти, если число кормящих страну предприятий с нынешних примерно двадцати тысяч вырастет до пятидесяти или ста тысяч. И экономического роста можно добиться не только за счет налогов, но и привлечения иностранной рабочей силы. При этом он подверг критике идею одной из правящих партий, которая считает, что привлекать в Латвию следует только высококвалифицированную рабочую силу:
«А мы что? Сами будем только улицы мести? Нужны всякие работники. Одному – инженер, другому – топ-менеджер, третьему – рабочие в цех. Важно, чтобы экономика росла. Если она расти не будет, а молодое поколение не увидеть для себя интересных перспектив, они уедут – и некому будет работать и развивать экономику. В этом вопросе нам нужно подняться над сегодняшним уровнем м понять – или мы боремся за то, чтобы наши хотели строить эту страну, или – нет», - заявил Ростовскис.
По его мнению, политикам нужно делать все, чтобы латвийские предприятия экспортировали товары и услуги. «Даже перед войной 70% нашего экспорта уходило в страны ЕС, а в РФ – около 10%. Остальное шло на рынки третьих стран. География, конечно, является значимой, но есть товары и услуги, которые от нее не столь зависят. И наш рынок должен ориентироваться на богатого покупателя. Что разделяет богатые и бедные страны – они производят продукцию и услуги для богатых жителей. И нам нужно смотреть, что создавать и продавать на рынки, где население обладает высоким достатком. И чем больше они платят – тем выше добавочная стоимость», - сказал Ростовскис.