В первой части пресс-конференции на вопрос журналистов «а как это, когда в населенный пункт входит российская армия», Зеленский, помолчав, ответил:
«Не нужно гадать — есть пример Украины. Российская Федерация пришла в Крым, аннексировала его. И если люди не выходят с оружием защищать свою свободу и себя, то страна теряет независимость. Потеряли много что. Кто-то традиции, кто-то язык, какие-то еще ценности, и это всё очень важно. Важно не потерять себя, не потерять свое государство, свою независимость — это всё про свободу. А если кто-то не может с этим жить и уезжает куда-то за границу, таким образом он теряет родину. Но если вы возьмете что-то в руки и пойдете защищать себя — вас будут убивать и пытать до тех пор, пока вы не сможете отстаивать свое. Сами или с партнерами.
Альтернатив тут нет, если честно. Поэтому если вы готовы отдать свое государство, всё свое и превратить, например, Латвию в Латвийскую область Российской Федерации — то такие люди готовятся не бороться. Только я знаю, что ваши люди будут бороться! А это значит, что их будут убивать. Вот что это значит».
Поэтому, пояснил Зеленский когда кто-то поддерживает политику Путина, потому что думает, доверяя нарративам из телевизора, будто Россия защищает «соотечественников» за рубежом — украинцы вынуждены их разочаровать:
«Всюду, куда он пришел, всюду, куда пришел Путин — никакого экономического роста, везде утрата идентичности, везде вооруженный конфликт. Абсолютно всё он сделал по аналогии. Хоть Грузия, хоть вам, пожалуйста, они Сирию разрушили, убили тысячи людей, вон что в Молдове, вон что в Украине — сценарий тот же самый».
Российская армия — трудный противник, потому что ее не заботит судьба гражданских лиц, подчеркнул Зеленский.
«Я хочу рассказать, что происходит в селах — потому что никаких городов после первого года оккупации, ни одного города они не смогли взять. Важно понимать, что они боятся убивать гражданских. Они себе наметили желаемые результаты — и идут к ним разными путями.
Что важно: они могут только всё сравнять с землей — вот и вся тактика. Полностью всё — и тогда заходить. Поэтому нет ни одного крупного города (оккупированного на второй год войны): потому что люди остаются там.
Люди остались, и они (оккупанты) боятся. Они убивают — сколько наших граждан погибло из-за артиллерийских обстрелов, от С-300... Но полностью разрушить город они не могут — они действительно боятся, что это станет еще одной Бучей, еще одним геноцидом.
Это геноцид абсолютный, и Мариуполь был абсолютным геноцидом.
Сейчас они не хотят так так ошибаться (по их мнению, ошибаться). Мы поняли, что они бьют по городам, чтобы люди бежали, а они могли бы разрушить всё — и зайти. Вот почему за последний год он не смогли завоевать ни одного города.
Это к сведению всех, кто задается вопросом: что будет, когда они заходят в ваше село. Они не заходят в ваше село, если вы не сдаетесь! Они не в состоянии этого сделать. Они могут запугать, как у нас в начале войны, часть людей — а потом люди всё поняли, отбили, вытеснили, и всё. Вот что происходит.
Ситуация на фронте трудная, нам не хватает оружия. Не будь у них превосходства в воздухе, будь у нас достаточно систем ПВО — мы бы уничтожили их авиацию. Просто уничтожили бы! Мы попробовали — это работает: если ты теснишь из в небе — ты идешь вперед. Нет больших продвижений у Украины вперед, потому что они контролируют небо. Всё! А почему они не идут вперед — я вам уже рассказал».
У оккупантов и мысли нет «даже на сотую долю процента», говорит Зеленский, что они могут остановиться, вывести войска и прекратить войну. У путинского режима есть в запасе еще 300 тысяч заключенных, которых можно бросить на фронт.
«Это абсолютный факт, и это серьезно. Они на это рассчитывают. Потому что зэков можно убивать, это такая тактика — мы все это видели в Бахмуте. Мы уничтожили 20 тысяч «вагнеровцев» там. Двадцать тысяч! Все те, кто бежал от нас назад — их уничтожили свои же. И у них выхода другого не было. (..) Эти люди шли вперед, потому что сзади — только смерть. А впереди, может, плен...
Так что 300 тысяч у них есть — и это очень много. А второе, что они делают — они давят на мужчин молодых, которые находятся на временно оккупированных территориях, и их мобилизуют. Так что ни зэков, ни людей с временно оккупированных территорий никто в России не считает. Он посылают их вперед, и лишь бы меньше трупов возвращалось на территорию России. Чтобы этого не было много, чтобы не было общественного резонанса.
И поэтому мы стоим там, где стоим. 50% территории, которую они оккупировали два года назад, мы деоккупировали, как бы трудно нам ни было. (..) Если мы разблокируем небо — Украина пойдет вперед».
Как писал Rus.LSM.lv, Владимир Зеленский побывал в Риге 11 января — после того как слетал в Вильнюс и Таллин. Во всех трех странах Балтии было объявлено о новых партиях военной помощи Украине и солидарности с нею в борьбе против агрессии РФ.