Нет коллективной вины, но есть коллективная ответственность — режиссер Манский

Вина индивидуальна, а ответственность может быть и коллективной, считает переехавший много лет назад в Латвию из РФ режиссер-документалист Виталий Манский. В передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4 он заявил о собственной ответственности за происходящее по воле Кремля и осудил людей, которые готовы признать свою причастность за радостные моменты в жизни страны (например, победе сборной), но стараются дистанцироваться от неприятных и стыдных событий.

«Я считаю, что молчание в ситуации катастрофы, открытой трагедии — есть соучастие», — заявил Виталий Манский.

На замечание ведущей, что это как бы подводит к идее о коллективной ответственности, режиссер согласился, но тут же сделал оговорку: речь именно об ответственности, а не о вине.

«Не существует коллективной вины, вина всегда индивидуальна. А вот как раз ответственность вполне может быть коллективной. Потому что если ты не чувствуешь своей ответственности, то ты принимаешь как происходящее. Я живу 10 лет в Латвии и, казалось бы, не сопряжен с процессами в РФ. Но у меня есть российский паспорт. И я на основании этого чувствую свою персональную ответственность за происходящее [в Украине и самой РФ]», — считает он.

Вообще, по мнению В. Манского, было бы крайне полезно, если бы люди научились принимать эту самую ответственность за то, что делает их страна. В случае РФ это принятие, возможно, стало бы зернышком, из которого зародится сопротивление режиму — благо, сопротивляться можно не только на митинге (а потом в кутузке), но и исподволь замедляя какие-то процессы в стране, проводя беседы с людьми и др.

Чтобы разъяснить мысль о коллективной ответственности, он привел пример спортивных болельщиков: сами они спортивных подвигов не совершают, но как бы чувствуют причастность к подвигам своей команды. Как это было всего несколько назад, когда сборная Латвии по хоккею завоевала «бронзу» чемпионата мира по хоккею.

«Я видел счастливых людей, которые никогда в жизни не стояли на коньках и не держали клюшку в руках, но разделяли победу латвийской сборной. То есть они принимали эту общую ответственность и счастье за победу сборной.

То же и с российскими болельщиками.

Когда что-то происходит позитивное, все россияне говорят "это мы полетели в космос". Но никто из вас в космос, чёрт возьми, не летал! Полетел Гагарин, а потом ещё группа товарищей. А когда возникает какая-то проблема, то тут же [те же люди говорят] "это не я, к этому я не имею отношения".

То есть когда победа сборной, это я, несмотря на пивной живот и проблемы со здоровьем, главный футболист страны! А как только что-то происходит такое, где мне некомфортно, то, извините, это без меня: не я решал, не я голосовал, я вообще в Фейсбуке написал пост, что я против. Но нет, пост в Фейсбуке не снимает ответственности», — рассуждает гость «Открытого разговора».

Впрочем, добавляет о себе, сам он чувствует не только ответственность, но и вину, поскольку значительную часть жизни прожил в РФ, был там не последним человеком в отрасли культуры и вообще, по его словам, «был встроен в систему».

«Да, я внутри системы пытался её как бы видоизменять, очеловечить, продвигать некие демократические, либеральные принципы… [...] Но, тем не менее по результату (а результатом стал проигрыш демократических сил в России) я понимаю, что это моя вина, что мы не смогли удержать Россию в сколь-нибудь цивилизованных рамках развития», — делает признание В. Манский.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное