Нападение на Музей оккупации произошло в ночь на 28 февраля. В окно музея бросили зажигательную смесь, она загорелось. Более мелкие нападения случались и раньше, после них в районе музея усилили видеонаблюдение.
Судя по всему, атака была тщательно спланирована. Лицо нападавшего закрывала маска, были продуманы пути отступления. Впрочем, несмотря на это в течение неполных двух дней всех трех преступников — одного из Елгавы и двух из Олайне — задержали и арестовали. Свою роль в оперативной поимке сыграли и видеокамеры.
«Камеры свою роль в целом — в Риге тоже. Потому что
Госполиция использовала камеры не только возле Музея оккупации, но и в других местах, чтобы [проследить] пути, которые использовали напавшие»,
— сообщил передаче министр внутренних дел Рихард Козловскис.
В Риге на данный момент в единую сеть наблюдения включены 310 камер. У них повышенные стандарты безопасности, что позволяет их использовать и Госполиции. Систему в ближайшие годы планируется дополнитье еще несколькими сотнями камер.
«Видеокамеры установлены в местах наибольшей концентрации горожан и гостей. Есть камеры и в таких местах, где постоянное присутствие полиции нецелесообразно, но за которыми надо присматривать — это разные памятные места, любое чувствительное место», — сказал начальник Управления оперативного руководства и надзора за порядком и безопасностью Рижской муниципальной полиции Евгений Платайс.
По его словам, лишь часть камер позволяет автоматически работать с полученными данными и отбирать их, но чтобы получить по-настоящему умное видеонаблюдение еще многое надо сделать.
«Например, можно настроить данные о каком-то человеке или номере автомобиля, и соответствующая программа будет следить, где на какой камере он появляется», — сказал Е. Платайс, отметив, что ведомство старается с каждым годом улучшать технологическое оснащение системы.
В Риге также много камер есть у центра управления дорожным сообщением, но они не отвечают стандартам безопасности, из-за чего их нельзя использовать в одной сети с остальными. Их постепенно будут менять, а сделать это все разом было бы слишком дорого и сложно.
Несколько лет назад, когда по Европе прокатилась волна терроризма, многие страны пересмотрели свои решения в сфере видеонаблюдения. Латвия, согласно правительственному плану, собирается внедрить некоторые решения к 2026 году. Но так долго ждать нельзя. Нападение на Музей оккупации должностные лица уже оценили в контексте гибридной войны и как угрозу национальной безопасности.
При этом разные структуры продолжают устанавливать системы видеонаблюдения, исходя из собственных представлений, и общей картины нет.
«Я поручил оценить и принести конкретные цифры»,
— сообщил Рихард Козловскис, отметив, что был бы рад, если бы удалось создать сеть и использовать искусственный интеллект, который помогал бы правоохранительным органам работе с ней. Поручено оценить ситуацию до середины апреля, чтобы понимать, какие решения возможны и сколько это может стоить.
В том числе с учетом того, что установленные в самоуправлениях камеры часто нельзя подключить к сети Госполиции — из-за страны производства этих камер или по-другим причинам. Госполиция может использовать их записи, но это требует больше времени и ресурсов.
«Нет такого, что у нас нет покрытия. У нас камеры есть во многих местах, есть на тех же дорогах. Просто сейчас нам надо идти и многое что делать вручную. Нужна запись с железнодорожного переезда — мы идем к Latvijas dzelzceļš,
просим, полученное загружаем в свою систему, в которой работает аналитический инструмент. Но на этом мы теряем время», — отметил начальник Госполиции Арманд Рукс.
По его словам, есть идея сделать так, чтобы данные можно было получать и работать с ними гораздо быстрее, чем сейчас.
Важным поворотом на этом пути — по крайней мере в сфере распознавания автомобильных номеров и отслеживания транспортного средства в реальном времени — даст проект, начатый с госкомпанией Latvijas Valsts ceļi. На латвийских шоссе уже стоят 60 камер, вскоре появятся еще 34. Полиция надеется, что до конца года новая система начнет работать.
Министр внутренних дел Рихард Козловскис рассказал, что программу ведомство получит от Latvijas Valsts ceļi и установит дополнительные камеры, закупив примерно на 700 000 евро с помощью европейского механизма восстановления и устойчивости. Предполагается, что это позволит отслеживать номера пытающихся скрыться транспортных средств.
«А дальше будем думать про следующий шаг, то есть про возможную обработку биометрических данных физических лиц, что актуально», — сказал министр.
Начатый проект планируется закончить до середины 2025-го.
Попытка закупить системы видеонаблюдения предпринималась и три года назад, когда министром внутренних дел был Сандис Гирненс. Но тогда все закончилось скандалом о возможной связи победителя с бюро министра, а Бюро внутренней безопасности начало уголовное дело о попытке направить процесс закупки в интересах одного претендента. Дело сейчас находится на стадии судебного разбирательства.
Министр внутренних дела рассчитывает установить единый стандарт для камер, которые закупают самоуправления, поскольку сейчас они, экономя деньги, все еще склонны покупать оборудование, которое нельзя подключить к общей сети.
«Что сейчас важно: мы сейчас собираем скелет. На него мы хотим нарастить мускулы. И это мы сделаем.
Скелет уже практически формируется, и на данный момент не важно, сколько там камер — сто, двести или пятьсот», — сказал начальник Госполиции Арманд Рукс.