И. Зосуле отмечает, что до сих пор общественности предоставлялась неполная информация — без пояснений, что запланированные мобильные бригады паллиативной помощи будут работать примерно, как «скорая помощь», оказывая неотложную помощь умирающим пациентам на дому. В то же время социальная помощь на данный момент оказываться не будет, ее груз по-прежнему будет лежать на плечах близких, поскольку в бюджете финансирование этой услуги не предусмотрено.
В организации ждут, что в ближайшее время объявят поставщиков услуги упомянутых мобильных бригад в рамках организованных Минздравом закупки. Однако, до сих пор не внесены необходимые поправки в нормативные акты.
В частности, для введения и развития самой услуги этих мобильных бригад нужно изменить закон о медицинской помощи, закон о социальных услугах и социальной помощи, должны были быть разработаны правила Кабинета министров. Но пока ничего этого нет, поэтому существует риск, что после того, как результаты закупки объявят, возможности оказывать услугу все еще не будет.
«Продвижение необходимой для пациентов услуги по коридорам власти столкнулись почти со всеми возможными препятствиями. Осенью 2021 года начался первый пилотный проект хосписного ухода. Осенью 2022-го прошли выборы — состав нового Кабинета министров формировали почти до конца декабря.
Разумеется, до момента, когда новые министры вступили в должность, проблемы умирающих людей и их близких были заботой только медиков и благотворительных организаций»,
— констатирует Зосуле.
По ее словам, чтобы ввести хосписные услуги на дому с начала осени, как это публично было обещано, Сейму следовало принять поправки к нормативным актам еще до летних каникул, а Кабинет министров должен был принять новые правила — об определении таких услуг, их содержания, о требованиях к поставщикам таких услуг и др. Но это до сих пор не сделано.
Упомянутая закупка услуг мобильных бригад предусматривает, что полноценные услуги (с обоими компонентами — медицинским и социальным) станут доступны с 1 января, если для этого выделят средства Министерству благосостояния. А до того (если услуги станут доступны этой осенью) их планируется оказывать в усеченном виде — без социальной составляющей. А это значит, что мобильные бригады будут работать, по сути, как бригады «неотложки», отмечают в Hospiss.lv.
При этом Зосуле подчеркивает: и Минздрав, и Минблаг провели большую работу, чтобы такая услуга вообще появилась, но теперь нужны соответствующие решения Сейма и правительства. А пока «делят пирог власти, люди умирают, борясь с нечеловеческой болью», отмечает глава организации.
При этом руководитель отдела коммуникации Минздрава Оскар Шнейдерс заявил, что для того, чтобы начать оказывать услуги паллиативной помощи, поправки в нормативных актах не нужны. Сейчас Национальная служба здравоохранения занимается отбором тех, кто будет это делать, и когда заключат договоры, можно начинать.
Услугу паллиативной помощи на дому планируется начать оказывать с 1 октября; в Минздраве ожидают, что в мобильных бригадах будут работать уже занятые в медицине люди.