«У нас проблема с определением: это «зелёный курс» или это «зелёный договор»? Мне кажется, у нас в Латвии термин «green deal» переводят неправильно. Мне кажется, это «зелёный договор», а договор — это когда приходят две или три стороны и договариваются. Это компромисс. А не когда кто-то из Риги нам, владельцам земли, лесов, жителям регионов, предписывает, как тут жить и работать. Приезжайте к нам из Риги и будем договариваться, что и как дальше делать. Потому что сельское хозяйство, лесная отрасль — нравится кому-то или нет — это основные рабочие места в регионах», — заявил Мартиньш Тронс во время дискуссии о лесных угодьях и о том, почему их владельцы протестуют против ужесточения природоохранных требований (в частности, вероятного расширения территорий, на которых будут запрещены лесоразработки).
Гость передачи напомнил, что в стране разрабатываются планы по привлечению людей в регионы (или удержания тех, кто там уже находится), но чтобы это все работало на практике, нужны рабочие места, а для рабочих мест нужны соответствующие отрасли.
«Конечно, окружающая среда, это очень важно, лес и земля — это наше богатство. Но в то же время нам надо думать, как одним выстрелом убить двух зайцев: и сохранить окружающую среду, и всё-таки из этого извлечь экономическую пользу, рабочие места», — считает М. Тронс.
По его словам, сейчас в Конституционном суде рассматривают спор о том, можно ли вырубать более молодые деревья, чем разрешалось до сих пор. А Сатверсме говорит, что у людей есть право на собственность. «Я думаю, что это нормально, что у человека может быть не только квартира и дом, но и лес или земля.
Это нормально, если, скажем, бабушка оставила вам лес, и вы из этого можете получить какую-то экономическую пользу»,
— сказал представитель «Крестьянского Сейма».
Он призвал не забывать, что многие лесовладельцы — обычные люди, для которых выращивание леса — это возможность оплатить обычные нужды.
«Очень многие выращивают лес, чтобы купить квартиру, сделать ремонт, сделать операцию, купить машину, послать детей или внуков в хорошую школу. Это важно для людей, многие рассчитывают на этот лес,
на эту землю — что они или смогут его продать, получить какие-то деньги за древесину. И это тоже надо понимать. Вот если у человека есть 10 гектаров леса, а ему придёт письмо «извини, ты там больше ничего не можешь делать», конечно он будет в шоке!» — объяснил собеседник Латвийского радио 4.
Так что, считает он, во-первых, надо рационально подходить к вопросу о том, сколь большими должны быть территории, на которые распространяются ограничения, вытекающие из природоохранного статуса. Во-вторых, компенсации за невозможность использовать такие территории для их владельцев должны быть больше, чем сейчас.
«Надо искать компромиссы. Государство должно не только защищать окружающую среду, но и понять сельскую и лесную отрасль, которая даёт рабочие места, платит налоги.
Мы все говорим, что в Риге и в Латвии плохие дороги, что это не развито, то не развито, автобусы не курсируют… А почему? Потому что экономика не развита. А что мы делаем, чтобы развивать экономику?»
— рассуждает М. Тронс.