«Год назад у меня на конференции в Русском доме был доклад, посвященный Владимиру Пименовичу Крымову, и Наталья Кожанова (директор Центра русской культуры — Rus.LSM.lv) отметила, что следующий год — юбилейный для писателя, и есть идея сделать в память о нем литературно-музыкальную постановку. Я могу сказать, что творчество Крымова в определенном смысле театрально, да и свою жизнь, свои отношения с коллегами по писательскому цеху, просто со знакомыми людьми он выстраивал зачастую как режиссер. Так что идея постановки буквально витала в воздухе, оставалось только ее воплотить», — рассказал Rus.LSM.lv автор сценария, доцент кафедры языков и литературы факультета гуманитарных и социальных знаний Даугавпилсского университета Жан Бадин.
Он подчеркнул, что «режиссура у нас общая — и я, и актеры, и Наталья. Такая командная работа шла. Я как увидел актера Эдуарда Бельникова, сразу подумал — из него получится Крымов».
«В Динабурге (с 1893 года — Двинске — Rus.LSM.lv) прошли детские и юношеские годы Крымова, он окончил Двинское реальное училище и дальше стал искать себя за пределами родного города. Он уехал из Двинска в 1896 году и больше никогда не возвращался. Многие писатели наделяют своих героев чертами собственной биографии, Крымов не стал исключением. Он щедро одаривал многих персонажей своих произведений фрагментами своей жизни. В 1924 году вышла повесть «Детство Аристархова» — там место действия Динабург-Двинск; в романе «Фенька» одну из героинь он сделал такой Золушкой, покидающей город, чтобы покорить Европу.
Когда Динабург переименовали в Двинск, Крымов учился в Динабургском реальном училище, у учеников была форма, в том числе фуражка и ремень с аббревиатурой ДРУ. Жители города это расшифровывали как Дураков Розгами Учат. Смена названия города дала надежду, что буквы или изменятся, или исчезнут, но ничего такого не произошло.
Двинск у Крымова — провинциальное пространство, на многое он смотрит иронически, вспоминает странных людей. Например, учителя немецкого языка, который говорил: «На уроке должна быть такая тишина, чтобы каждый мух был слышен». Герои Крымова часто убегают из Двинска…», — поделился филолог.
Тут, конечно, напрашиваются некоторые параллели с современностью, и Ж. Бадин в разговоре с Rus.LSM.lv процитировал очерк «Этюд о Двинске», написанный в 2007 году выдающимся ученым профессором Федором Федоровым. Федоров вспоминает сентябрь 2003 года, который в Даугавпилсе прошел под знаком начала возвращения Марка Ротко: «Сентябрьские дни 2003 года стали днями большой радости, днями памяти, днями жизни. Но отчаянью не может быть предела. Даугавпилс нуждается в отчаянье как в лекарстве, пробуждающем память, а значит, и жизнь». «Не будем и мы терять отчаянья», — заключил Бадин.
Владимир Крымов — очень любопытная личность. Родился в бедной семье, родители — потомственные староверы — от веры предков отказались, перешли то ли в единоверие, то ли в православие (разные источники утверждают разное — Л. В.). Крымов вообще был атеистом, не верил ни в Бога, ни в черта, только в золотого тельца. Ему и поклонялся всю жизнь.
Получил в Москве сельскохозяйственное образование, однако предпочел заниматься коммерцией. Быстро разбогател и до конца жизни оставался очень богатым человеком. Объездил полмира, написал несколько десятков книг, издавал первый в России «журнал красивой жизни» — «Столица и усадьба».
С 1921 года жил в Берлине, в 1933-м переехал во Францию, так как его жена была еврейкой. Купил под Парижем шикарную виллу в Шату, где устраивал невиданной щедрости обеды — на них побывал весь цвет русской эмиграции — от великих князей до блестящих писателей, даже французские коммунисты там отметились. Умер почти в 90 лет, до последнего был бодр, много гулял и пилил дрова.
Артисты — профессиональные и самодеятельные — рассказали об основных вехах жизни и творчества Крымова, разбавив хронологический рассказ атмосферными номерами — танцевали танго, пели «Цыпленка жареного», читали «Ананасы в шампанском» Игоря Северянина (эстетику «Столицы и усадьбы» Крымова современники не без оснований сравнивали с эстетикой Северянина — Л. В.).
Литературно-музыкальная композиция ценна еще и тем, что дает надежду на возобновление активного сотрудничества Русского дома с кафедрой языков и литературы ДУ. Когда Центр русской культуры основывался (открылся в 1994-м - Rus.LSM.lv) и в первые годы работы, контакты с кафедрой русской и зарубежной литературы были регулярными и многогранными, потом по разным причинам они ослабли. «Будем надеяться на сотрудничество и привлекать молодежь. Чем больше молодых голосов будет звучать в Центре русской культуры, тем лучше и для них, и для университета», — говорит Жан Бадин.
Одним таким «молодым голосом» стал голос Азии Нифонтовой. Девушка по обменной программе приехала из Италии, чтобы совершенствовать русский язык. Увиденное на сцене ей понравилось, как, впрочем, и всё, включая снег, в Даугавпилсе.
«Моя мама родилась в Риге, она знает русский язык. Он мне нравится, я начала его изучать в университете Комо, это недалеко от Милана. Я уже умею читать и писать, приехала в Даугавпилс улучшать знания, ведь это город в Евросоюзе, где говорят по-русски. Политика и язык — это разное. И я вижу, что в Даугавпилсе русский язык объединяет местных русских и украинских беженцев», — поделилась с Rus.LSM.lv Азия.