Скрипач Юрий Савкин: «Говорят, Вивальди страдал от аллергии, и лето для него было ежегодным испытанием»

«Времена года» Антонио Вивальди уже 300 лет — одно из главных сочинений классическоой музыки. И невероятно сложное. Оно прозвучит 20 июля в 19.00 и 21 июля в 18.00 в рижской церкви св. Павла (Деглава, 1) в концертной программе, посвященной великому итальянскому композитору. О тайнах и хитросплетениях великого сочинения — в разговоре с концертмейстером первых скрипок оркестра Латвийской Национальной оперы Юрием Савкиным, который будет солировать в эти два вечера.  

— Юрий, «Времена года» исполняют, как правило, скрипачи высокого полета. Как ты пришел к исполнению этого сложнейшего произведения?

— «Времена года» я начал играть сравнительно недавно. Ну, как недавно? Сравнительно с другими скрипачами. Лет лишь этак пять назад, почти в 50 лет.  До этого потуги внести их в свой репертуар хоть и имелись, но потугами они так и оставались. И в один прекрасный день органистка Елена Привалова предложила сыграть «Времена года» с органом и виолончелью.

На виолончели играла Ирина Вылегжанина, мы с ней будем также и сейчас играть на вивальдиевских концертах, где она исполнит один из его виолончельных концертов. А тогда в церкви св. Павла Елена активно организовывала концерты по пожертвованиям, это уже потом по билетам,  и мы втроём играли «Зиму», а Ирина, в свою очередь, сделала ещё транскрипцию «Лета» для виолончели и органа. Весь цикл я тогда не играл, поскольку как-то сразу не был готов к нему,  поэтому и выбрал из всех четырёх концертов «Зиму» как более самодостаточное произведение.

Но потом где-то месяца через три-четыре мне предложили сыграть на одном корпоративчике весь цикл «Времён» квартетом за определённый весомый гонорар. Меня это поставило в очень дилеммическое положение, поскольку сам корпоратив через две недели, значит за это в общем-то недлительное время я должен был «Времена» освоить с нуля. Ну, кроме «Зимы», конечно. «Зима», кстати, меня и спасла, что я её уже знал, что значительно облегчило задачу. Вот и получилось, что сначала выучил ту самую «Зиму», а потом за две недели доучил всё остальное. С тех пор «Времена» у меня в репертуаре.

— Причем у тебя «Времена года» в разных транскрипциях для разных инструментов?

— Вообще должен сказать, что ничто я так часто не играю на концертах как  именно «Времена года» Вивальди и играю этот цикл в разных транскрипциях. Поначалу играл с органом и виолончелью — кстати, очень надеюсь, что у нас втроём с Леной Приваловой и Ирой Вылегжаниной будет всё-таки возможность играть Вивальди вновь.

Вторая транскрипция — с арфой и виолончелью. В такой транскрипции играю с английскими музыкантами в Англии, благодаря певице Кристине Битине и математику-учёному Алексею Журову, которые эти концерты организуют. Сами концерты в Англии проходят весьма регулярно уже второй год с различными программами разных эпох от барокко до романтизма.

Ну, а сейчас Вивальди прозвучит в составе более приближённому к оригиналу, т.е. со струнным ансамблем и клавесином. Конечно, довольно сложно держать в памяти одну и ту же музыку, но в трёх вариантах, поскольку текст в них вроде бы и тот же, но совершенно разный, и вроде бы о том же идёт речь, но всё по-другому. Это больше всего касается оркестрового текста, который в органо-арфовых транскрипциях необходимо исполнять как сольный, а также «за себя и за того парня" играя двойными нотами.

— Все-таки какое твое любимое время года у Вивальди?

— Интересно, что все четыре концерта «Времен года» у самого Вивальди очень различны между собой не только в художественном смысле, но и технически. У каждого концерта своя техническая специфика, свои технические трудности, которые не похожи друг на друга, что даёт некоторые затруднения в освоении, но при этом к каждому концерту облегчает само художественное отношение или, точнее, некий внутренний заряд, когда заканчиваешь один концерт и начинаешь другой. Конечно, все они по отдельности прекрасны уже с начиная с первых весенне-тёпленьких нот первого концерта и заканчивая феерической зимней пургой в конце четвёртого.

Но помнится, ещё в юности «Осень» мне хотелось слушать чаще, и она у меня нисколько не ассоциировалась с сонетом, где говорится о пьянках и охоте — нет, там просто листья кружатся, падают с деревьев, один листок, например, вот так закружился, другой — эдак, третий ещё как-то, а там ещё и ветер подул, и целая куча листьев закружилась, и не только падая с деревьев, но и те, что валялись на земле — ну, как осенью! В музыке это есть, послушайте, и услышите это.

— А по жизни твое любимое время года?

— Для меня по крайней мере сейчас ближе по духу раннее лето: природа уже пробудилась, всё в сочном зелёном окрасе. Вообще эта пора мне всегда нравилась. Но тем не менее, это явно не сходится с предпочтениями Вивальди: судя по музыке, всё там ненастно и пасмурно, хотя в одном месте птички трели поют, и просветление даже какое-то есть — но потом тут же всё сменяется ветрами и ливнями. Говорят, что Вивальди страдал от аллергии, и лето для него было ежегодным тяжким испытанием. Так что вот много всего скрыто в этих «Временах»-то.

А так — добро пожаловать на концерты в рижскую церковь св. Павла, которые организуют Павел Переверзев, Анна Романова и их команда o-koncert.lv.

На концерте прозвучит также одно из моих любимых «Кончерто гроссо ре минор», а также концерт для двух скрипок с оркестром ля минор. Солировать будут Анна Салнит и Гидон Гринберг. Примечательно и то, что эти два произведения на орган переложил сам Иоганн Себастьян Бах.

Так что приходите! Мы вас ждём и будем рады видеть вас!

...Вместе с Юрием Савкиным выступит струнный ансамбль: Гидон Гринберг (скрипка), Анна Салнит (скрипка), Евгения Фролова (альт), Ирина Вылегжанина (виолончель), Виктор Станкевич (контрабас), Яна Зариня (клавесин).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное