О выставке
«Очень ею довольна. Я, конечно, представляла, как это может примерно выглядеть, но в итоге всё сложилось еще лучше, чем я думала. Кураторы музея Ротко Айвар Барановский и Валентин Петько очень хорошо работают с пространством, всё на высоком уровне.
Скульптурные объекты созданы за три последних года. Название «Пейзажи» я объясняю так: это отсылка к каким-то местам, которые меня за эти три года зацепили, и на основе своей визуальной зацепки я свои объекты и сделала.
В Латвии я еще участвовала в выставке «Культурная революция» в Дубулты. Там первый этаж был посвящен народному творчеству во время протестов, а второй полностью отдали нам – мне и Володе Цеслеру. Моя керамика не протестная, не революционная, можно сказать; я просто привнесла на выставку немного спокойного белорусского колорита».
О Польше и Латвии
«Изначально я попала в Польшу по стипендиальной программе – училась и готовила проект по созданию в Беларуси центра керамики. Можно считать мысль о создании такого центра моей общественной нагрузкой. Слушала очень интересные лекции, очень довольна – как бы возвратилась в свое студенческое время.
Сейчас осталась в Польше, снимаю жилье. К сожалению, нет мастерской, поэтому я с удовольствием посещаю различные мероприятия для керамистов, где могу поработать с материалом, обжечь работы.
В Латгалии я знаю многих художников, в первый же раз в Даугавпилс попала довольно случайно – знала, что здесь проводятся керамические симпозиумы на высоком уровне, и одна знакомая в Даугавпилсе бывала, показала мне фотографии. Мне понравилось, я подала заявку, и первый раз – в 2019 году – ее не приняли. А в 2021-м меня позвали, я как раз тут недалеко была – в Литве, в Паневежисе, тоже участвовала в симпозиуме. Приехала, обалдела от всего. Тут так интересно всё сочетается… С одной стороны, как бы задворки мира, кажется, что бурной культурной жизни тут нет, но попадаешь в музей Ротко – и обалдеваешь.
Валентин и Айвар потом пригласили меня пожить здесь подольше, помогли мне выбраться из Беларуси – сделали визу, я смогла выбраться из этого кошмара».
О Беларуси
«Я преподавала в Академии искусств, когда начались наши протестные акции после «выборов» Лукашенко в 2020 году и насильственные задержания.
Очень ярко помню первый протест. Мы вышли на улицу, дочка со мной была, и видим, что наш широченный проспект в Минске весь заполнен людьми. Толпы уходили за горизонт…
Меня никогда не задерживали, я успевала убежать. Задержали во время студенческого марша нескольких моих студентов, побили… Как только появилась информация об их задержании, ректор сразу подписал приказ об отчислении. Меня и моих коллег это очень возмутило – за что отчислять? За гражданскую позицию, они ведь витрины не разбивали… Мы записали видео, я создала в Академии протестный чат и администрировала его. Такое вот партизанское движение…
В 2021 году мне стали намекать, что мной интересуются… Советовали молчать, а лучше – написать заявление по-хорошему. Я какое-то время ждала, наблюдала за ситуацией. Видела, что людей вокруг сажают, и я решила заявление написать и уехать. Было видно, куда всё катится… Администрирование протестного чата – это экстремизм по нашим законам, это очень серьезно. И я уехала. Первой страной стала Латвия, еще раз спасибо Валентину и Айвару. Из Латвии я попала в Польшу, там училась, о чем уже говорила, и подала документы на получение политического убежища.
Дочку два года не видела – она в Беларуси, ей скоро 18. За родителей я меньше волнуюсь, отец нормально живет в той системе. Я лежала в больнице в Даугавпилсе, всего наслушалась. Люди говорят – какая прекрасная страна Беларусь, как там всё хорошо и стабильно. Мне кажется, некоторых мне удалось разубедить, но, конечно, не всех…
Художники хорошо понимают друг друга в арт-пространстве. Я участвовала в симпозиуме, где были художницы из Украины, России (правда, уехавшие в Германию), Беларуси, Польши. У нас был такой женский симпозиум. Очень интересно получилось, хотя ехали туда в каком-то напряжении, но поладили, выплакались и поняли друг друга…
Мне кажется, до выборов 2020 года я жила, как-то приспосабливаясь. Не было импульса что-то менять. Одному высовываться нет смысла. Есть какое-то чувство, что мы всё затянули, не возмущались раньше, и всё корнями проросло. Теперь надо жечь огнем, чтобы изменения случились. Когда всё изменится? Не знаю…»
О будущем
«У меня на выставке инсталляция есть, называется «Туманное будущее». Это же неслучайное название. Планы у меня профессиональные – продолжать заниматься керамикой, попробовать новые материалы – металл, например. И лоза привлекает, всё живое, природное. Я не закрываю для себя и возможность заняться живописью, но пока нравится работать с формой.
Намечена резиденция в Японии на несколько месяцев – если всё получится, то с января по март. Это космическая в плане керамики страна, очень туда хочу. Хочу развиваться, впитывать разный опыт.
Вернуться в Беларусь я тоже хочу, потому что думаю о будущем развитии там керамики. Я набираюсь опыта и надо быть готовой заниматься делом, когда наступят перемены. Чтобы не просто радоваться и пить шампанское, а работать. Я верю в перемены.
Беларусь всегда будет со мной, ее из меня не вырезать, не изъять».
Выставка «Пейзажи» открыта до 18 февраля 2024 года.