Время баррикад в Лиепае: ассенизационная бочка, три «точки» под охраной и автобусы в Ригу

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Лиепайчане с первых же дней стояли на рижских баррикадах, но и в Лиепае было несколько стратегически важных мест, которые Лиепайского отделение Народного фронта вместе с Лиепайской городской управой решили охранять. Горожане помогали всем, чем могли, часто отдавая последнее.

«В Лиепае всё началось, как и по всей Латвии, после событий в Вильнюсе. И в течение одной ночи народ поднялся, и в Ригу отправились минимум 30 больших автобусов с лиепайчанами. И это только то, что я знаю, как тогдашний руководитель Координационного центра Лиепайского отделения Народного фронта. У нас была «цепочка», кто кого извещает, не было ведь мобильников и интернета. Мы за ночь всё это организовали, чтобы 13 января быть на набережной Даугавы и принять участие в большой народной манифестации. А когда отправились домой, многие наши мужчины остались в Риге строить баррикады. К примеру, в том автобусе, которым я домой ехала, были только женщины», — рассказала Rus.Lsm.lv глава филиала Лиепайского музея «Лиепая в оккупационных режимах» Сандра Шениня.

Уже дома лиепайские народнофронтовцы стали думать, что и в Лиепае надо что-то делать. Ведь город был полон советскими войсками. Rus.Lsm.lv об этом рассказывал: «7 декабря 1990 года газета Liepājas Vārds писала, что в Лиепае и окрестностях дислоцировано 345 воинских частей. И приводился список с перечислением кораблей и «сухопутных» воинских частей».

«Вечером 14 января было созвано внеочередное заседание правления Лиепайского отделения Народного фронта.

У нас была информация, что 15 января Интерфронт по всей Латвии собирается устраивать митинги. В Лиепае — на нынешней площади Яниса Чаксте, а тогда она называлась Комсомольской. Были у нас опасения, что интерфронтовцы потом могут «пойти на приступ» Лиепайской городской управы

(так в те времена называлась дума), а она тогда вся была народнофронтовская. И в ночь с 14 на 15 января баррикады появились возле здания Управы на ул. Рожу. На помощь позвали отделение Народного фронта Лиепайского района. И сельчане за ночь подогнали к зданию тяжелую технику», — продолжила Сандра Шениня.

(Все снимки — из фондов
филиала Лиепайского музея
«Лиепая в оккупационных режимах».)

Митинг Интерфронта начался в 14.00, а возле здания Управы стояло очень много народнофронтовцев и их единомышленников. Но интерфронтовцы на штурм Управы не пошли, все прошло спокойно.

«Был один интересный момент. Среди тракторов и прочей техники была и ассенизаторская машина. С полной цистерной. И у водителя спросили — мол, а что б ты делал, если б Интерфронт пошел на приступ? Он ответил: «Как — что? Достал бы шланг из цистерны и стал бы поливать сверху!»», — поделилась одним из воспоминаний Сандра.

В тот день решили, что в трех местах Лиепаи надо поставить народную охрану — без баррикад, но с тяжелой техникой. Первое — возле Управы. Второе — на стратегически важном месте — возле Центрального почтамта, напротив которого был переговорный пункт, а рядом редакции двух газет, Kurzemes Vārds и Kursas Laiks. Третье — рядом с телевизионной башней.

«Там не было особых толп народа, но — постоянно дежурили, костры горели... Неподалеку от Управы есть баптистская церковь Святого Павла, тогда там был священником Юрис Щулц, мы с ним договорились, и церковь была все время открыта, там можно было погреться, чаю попить, и это было единственным место, где дежурили медики, мало ли... Те, кто стоял возле почты, грелись в редакциях. А вот тем, кто был у телевизионной башни, пришлось тяжелей, сходить погреться было негде. Но – по всем этим точкам разносили чай и еду.

Все эти места мы охраняли до 18 января, потом стало ясно, что никаких атак у нас в Лиепае не будет, и дежурить мы там постепенно перестали.

Хотя когда 20-го в Риге началась пальба, то и мы по всем этим точкам помчались снова. Как тогда сказал нам один советский офицер, который тоже был на нашей стороне — мол, неважно, сколько вас стоит на улице, они ведь не знают, сколько вас может быть внутри в зданиях, так что хоть кому-то надо быть снаружи», — рассказала Сандра.

Тем временем, лиепайчане продолжали ездить в Ригу. «Ежедневно от здания Лиепайского отделения Народного фронта на Укстиня в столицу уезжали минимум два больших автобуса, и это не считая тех, кто ездил от предприятий или индивидуально. У нас были свои места на баррикадах в Риге, которые мы должны были охранять», — отметила Сандра. Кто-то возвращался, чтобы помыться-отоспаться и снова отправлялся в Ригу.

А лиепайчане буквально потоком шли в дом на Укстиня — несли продукты, вещи, деньги, сигареты и талоны на них... Жертвовали, кто сколько мог. Кто-то — совсем немалые суммы. А кто-то...

«Никогда не забуду двух тетушек. Совсем стареньких. Одна принесла тулупчик. И плачет. Говорит: «Муж у меня на прошлой неделе умер, ему больше не надо, но вдруг в Риге кому-то пригодится...»  Вторая ходила с палочкой, руки у нее были с распухшими артритными суставами. Она достала платочек из кармана, с трудом с ним справилась, положила мне на стол действительно копейки и говорит: «Девочка, больше у меня нет. Но может, пригодится». Всю жизнь этих бабушек помнить буду!.. Они ведь последнее отдали! Да, они еще помнили свободную Латвию», — поделилась воспоминаниями Сандра.

...20 января, как стемнеет, здание на Укстиня 7/9 окрасится красно-бело-красным светом, будет звучать музыка — та, что и 30 лет назад. Сандра Шениня особо подчеркивает, что никаких мероприятий не планируется. 

Rus.Lsm.lv благодарит за неоценимую помощь в подготовке материала руководителя филиала Лиепайского музея «Лиепая в оккупационных режимах» Сандру Шениню и Лиепайский музей за предоставленные уникальные фотографии из фондов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное