Война за независимость: как поговорить об истории страны с детьми

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Пришел ноябрь, месяц, когда было создано независимое латвийское государство. И Война за независимость — тема, которую обсуждают в эти дни и в учебных заведениях, и на параде (правда, не в этом году), и за праздничным столом. Однако события в период 1918-20 гг. были настолько бурными, что даже осведомленных в целом взрослых могут обескуражить. Ряд битв, пестрые персонажи, аферы, драматические обороты — порой может показаться, что ориентироваться в этих исторических джунглях можно, только имея образование историка. Вот LSM.lv и пригласил историка Карлиса Силса поделиться идеями, как всё это проще и понятнее рассказать детям.

Что такое Война за независимость (Бои за свободу)?

Первая сложность — как вообще назвать события в Латвии в упомянутый период. Уже вскоре после окончания войны среди населения Латвии популярным стало обозначение «Бои за свободу». Но наравне с ним бытовало и другое — «Война (и даже войны) за независимость». В наше время историки рекомендуют использовать понятие «Война за независимость», и в последние годы этому совету следует большинство госучреждений. Главный аргумент против «Боев (сражений) за свободу» — это романтизированный сентиментализм такой формулировки, тогда как понятие «война» точнее характеризует суть событий. Понятие «Война за независимость» все чаще используется и в школьной учебной программе, поэтому при разговоре с детьми оно не собьет их с толку.

Вкратце описывая Войну за независимость, нужно начать с того, что события 1918-20 годов можно разделить на два периода. Первый — с 18 ноября 1918 года по июль 1919-го, когда шла борьба между тремя радикально различными представлениями в обществе о том, каким быть будущему Латвии. Временное правительство Карлиса Улманиса символизировало демократическое видение, советское правительство Петра Стучки — коммунистически-пролетарскую диктатуру, а правительство Андриева Ниедры пыталось восстановить существовавший в царское время порядок. Но после Цесисских боев в июле 1919 года до февраля 1920-го шла борьба с различными внешними силами за контроль над государством и его границами.

Перечень битв и военных операций достаточно обширен, чтобы перед ним растерялся даже человек, имеющий представление об истории страны. Поэтому Карлис Силс рекомендует по возможности избегать перенасыщенности фактами в беседе с детьми. Вместо этого

стоит изложить им события эпохи как борьбу идей и мнений. Во-первых, в 1918-20 годах не все были готовы принять мысль, что Латвии следует быть независимой. Во-вторых, мнения о том, какой нужно быть Латвии, тоже были крайне разными.

Так у родителей будет возможность поговорить о том, что взаимно честные переговоры, готовность уступать и выслушивать оппонентов позволяет большинство противоречий разрешить мирным путем, через соглашения. Но одновременно нужно напомнить, что в жизни будут и люди, не готовые к компромиссам, и тогда может возникнуть необходимость защищать свои убеждения.

Детям постарше уже можно попытаться объяснить то, что такое демократия и почему она — ценность. А также то, что в 1918-19 годах Ниедра, Улманис и Стучка предлагали каждый свое видение будущего развития Латвии.

Ниедра стремился сохранить преимущества ранее привилегированных групп общества, Стучка обещал утопию будущего всеобщего равенства, во имя которого можно отнимать имущество у сограждан уже сейчас, а временное правительство Улманиса выступало за право граждан устанавливать будущее страны демократическим путем, выбрав собрание Сатверсме (Конституционное собрание). И в конце концов победа демократической модели в Латвии была основана не только на военных победах, но и на возможности предложить обществу такое государство, место в котором найдется для каждого. Короче говоря — сто лет назад демократия, включающая в себя всех граждан Латвии, была самой убедительной идеей, каковой остается и сегодня.

Как поговорить о войне

Говоря о самих военных действиях, по мнению Силса, было бы важно подчеркнуть героизм и смелость как положительные аспекты, которые мы чествуем 11 ноября. И напротив, насилие и другие ужасы войны — причины того, почему война сама по себе большая трагедия. В военных действиях нет ничего красивого: в окопах ужасно пахнет; нанесенные пулями раны устрашающе выглядят; у каждого павшего на войне, неважно на чьей стороне он сражался, есть близкие, которые по нему горюют; многие из тех, кто выжил на войне, перенеся непосредственные военные действия без физических травм, потом долгие годы мучаются от тяжелых психологических проблем.

Способ, как ребенку объяснить, что война — грязное дело, конечно, зависит от возраста и психологической зрелости, но это, как подчеркивает историк — важный аспект, который совершенно необходимо обозначить, говоря о Войне за независимость. И

бойцы, сражавшиеся в Войне за независимость, были героями не потому, что они кого-то убили или изуродовали или сами были ранены — а потому, что им хватило смелости отстаивать ценности, в которые они верили.

И благодаря их смелости у нас теперь есть возможность жить в независимой и демократической стране.

Еще важный вопрос, как говорить о противниках латвийской армии в Войне за независимость. В большинстве военных конфликтов, и наш случай не исключение, невозможно четко разделить «силы тьмы и света». То, что сто лет назад не все разделяли демократические ценности, еще не делает тех людей плохими. Причиной конфликта были разные мнения и интересы. Важно было бы в беседе избегать упрощения конфликта, сведения его до этнических категорий. В Войне за независимость сражались не латыши против русских или латыши против немцев. В рядах латвийской армии сражались представители всех заметных нацменьшинств: русские, немцы, евреи, цыгане, литовцы, поляки, эстонцы. К тому же в разных армиях, воевавших против временного правительства Улманиса, хватало латышей.

В событиях Войны за независимость определенно присутствовал элемент национальной вражды. Тогда довольно многих латышей побуждала вступать в армию ненависть к «немцам», а не какие-то высокие идеалы демократии и свободы. Апогея эта ненависть достигла весной 1919 года, на волне красного и белого террора. Латыши с коммунистическими убеждениями проводили геноцид балтийских немцев. В то же время земессарги из числа балтийских немцев проводили кровавые акции мщения против подлинных и мнимых коммунистов, в основном латышей. Но эта тема настолько сложна, в динамике отношений балтонемцев с латышами столько нюансов и граней, отмечает Силис, что с современной точки зрения слишком велик риск обнаружить себя на территории стереотипов и мифов. Поэтому

историк советует, говоря с детьми, не применять этнические категории. Сутью Войны за независимость все же была борьба между различными убеждениями, а не народами.

Что случилось 11 ноября?

Каждый год праздник 11 Ноября ставит в незавидное положение латвийских учителей, признаёт Силс. Ведь им нужно суметь объяснить ученикам, что один из главных государственных праздников приурочен к победе латвийской армии над неким грузинским военачальником и его войском. «Следует признать, то, кем был Павел Бермонт, чего он хотел и почему он находился в Латвии, я сам начал понимать только по окончании специализированного учебного курса в вузе. В прошлом году в связи со столетием различных событий Войны за независимость мой коллега Янис Шилиньш опубликовал ряд статей на lsm.lv, чтобы разъяснить эти сложные события. Поэтому для освежения познаний советую ознакомиться с ними», — пишет ученый.

Но сейчас цель — не вникнуть в мельчайшие нюансы, и то, что о роли событий 11 ноября нужно рассказать юной аудитории, в известной степени облегчает ситуацию. Поэтому

одно из решений, позволяющих объяснить феномен Бермонта — это игра на разнице мнений. Павел Бермонт не согласился с идеей независимости Латвии (как и Эстонии и Литвы) и желал восстановить порядок, ранее существовавших в этих странах при Российской империи.

Его убежденность была достаточно сильной, чтобы побудить его возглавить армию, в которую были собраны остатки германского и российского войска, бывшие военнопленные, и задействовать эту армию, чтобы начать воевать с армией Латвии. Сопротивление идее государственности Латвии, стремление восстановить царские порядки и готовность воевать, однако, не делают Бермонта злодеем голливудского пошиба, считает Силс. С его взглядами соглашались миллионы людей в бывшей Российской империи, людей практически всех проживавших на этой территории национальностей — людей, которые и создали ядро белого движения в самой России в Гражданскую войну.

Нападение бермонтовской Северо-Западной добровольческой армии на армию Латви началось 8 октября. Первоначальный успех вторжения позволил силам Бермонта завладеть левым берегом Даугавы, в том числе рижским Задвиньем. И 11 ноября мы теперь отмечаем освобождение именно Задвинья, ознаменовавшее окончательный разгром Бермонта. Чтобы события тех лет дети не воспринимали абстрактно, Силс год назад создал прогулочный маршрут по Задвинью, который можно использовать для изучения истории детям постарше.

Кто такой Лачплесис?

В 1888 году вышло в свет первое издание эпоса Андрея Пумпурса «Лачплесис». Вошедшие в него образы — неотъемлемая часть латышской национальной символики. В момент выхода эпоса и при позднейших литературных обработках (Райнис, «Огонь и ночь», 1905) в повествовании четко считывался конфликт между латышским национальным движением и балтонемецкой элитой. В Первую мировую войну, когда началось формирование отрядов латышских стрелков, в прессе стрелки быстро стали зваться Лачплесисами, а германские войска — черными рыцарями. С тех самых пор образ Лачплесиса неразрывно связан с латвийскими военными, и эта символика широко использовалась в Войне за независимость и после нее. Хорошие материалы, чтобы познакомить детей с образом Лачплесиса, подготовила редакция Latvijas radio 1.

Могут ли быть героями только парни?

Игры «в войнушку» — обычно занятие мальчиков. И именно мальчишки как зачарованные смотрят военные парады на набережной 11 Ноября и разглядывают технику, а девочки остаются в стороне. Нот все же с исторической точки зрения было бы неверно смотреть на победу в Войне за независимость только как на достижение мужчин. Во-первых, три женщины — Валия Вещуна-Янсоне, Лина Чанка-Фрейденфелде и Эльза Жиглевица — стали кавалерами ордена Лачплесиса. К тому же Вещуна-Янсоне и Чанка-Фрейденфелде воевали на фронте.

Но участвовать в боях — не единственный способ внести свою лепту в победу.

Тысячи латвийских женщин во время войны пошли в медсестры, чтобы спасать жизни бойцов. Для такого шага требовалась смелость, героизм, самопожертвование, чтобы изо дня в день ухаживать за ранеными, давая им шанс выжить. Сестры милосердия рисковали своей жизнью и здоровьем — и под рвущимися над головой снарядами, и во время разных эпидемий, потому что вспышки инфекций были неизбежными в полевых лазаретах и военных госпиталях. Осенью 1919 года во время Бермонтиады именно женщины были теми, кто организовал разные кампании по сбору пожертвований, пошиву формы и созданию полевых кухонь. Эти примеры показывают, что не обязательно сражаться самому с оружием в руках, чтобы помочь защищать свою страну.

Как быть Лачплесисом сегодня?

И последний вопрос, который может возникнуть в разговоре с детьми — а как быть Лачплесисом сегодня. «Мне хотелось бы развить уже начатую тему о том, что 11 ноября мы празднуем не войну, а способность быть смелыми и даже под угрозой насилия не отступать от своих убеждений и идеалов. 11 ноября мы поминаем тех. Кто отдали свои жизни, чтобы мы могли жить в демократической и независимой стране. Так что 11 ноября прежде всего — торжество гражданской отваги. И

чтобы быть Лачплесисом сегодня, не нужно браться за оружие и идти воевать. Лачплесис — тот, кто способен уважать мнение окружающих, одновременно не боясь выражать свое, и готов вступиться за эти основные демократические ценности и в повседневной жизни.

В менее абстрактной форме можно пояснить детям, что это такое, на обыденных жизненных примерах: что можно помогать пожилым людям или не участвовать в травле сверстников», — резюмирует Карлис Силс.

Как уже писал Rus.lsm.lv, ежегодно 11 ноября, в День Лачплесиса, Латвия чествует своих военных и отдает дань памяти павшим в боях за свободу страны. В этом году из-за пандемии коронавируса и сопутствующих рисков массовые торжества отменены, президент Левитс призвал отметить праздник в семейном кругу. По традиции с наступлением сумерек в эту памятную дату у окна ставят зажженную свечу.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное