На Северном кладбище в Лиепае сегодня собрались военные Лиепайского гарнизона, земессарги и яунсарги, мэр Лиепаи Янис Вилнитис, вице-мэр Атис Декснис, представители национальных патриотических организаций, школьники и другие официальные и неофициальные лица. Яунсарги со свечами и флажками Латвии в руках встали в шеренги, образовав аллею почета, их товарищи пронесли по ней флаги Латвии и союзников тогдашних и нынешних — США, Франции и Великобритании. Звучали речи, песни, в финале — в честь столетия борьбы за независимость и в память первого командира — торжественные оружейные залпы.
Полковник Оскар Калпакс погиб 6 марта 1919 года при наступлении на Митаву (сейчас — Елгава), возле местечка Айритес у Скрунды. Основная версия — трагическое недоразумение: немецкие союзники спутали одетых в российскую форму бойцов Калпакса с противником, то есть большевиками (подробный рассказ об известных историкам фактах — в материале проекта LV99плюс.)
На памятном мероприятии был и координатор национально-патриотических организаций, военный историк Юрис Ракис. Именно ему автор Rus.Lsm.lv и задал давно волновавший вопрос — «Гибель полковника Калпакса всё же невероятно нелепая, это на самом деле так и было?»
— Да, официальная версия гласит, что перепутали форму, снабжения никакого же у нас тогда не было, одеты были частично в немецкую форму, частично в бывшую российскую. И на вражеской стороне одеты были так же пёстро! Так что немудрено было перепутать, — рассказал Юрис Ракис. — Но есть и другая версия. Мол, решено было убрать Калпакса, очень уж он был независимым. Хоть его бригада и была в подчинении у немецкого командования, но Калпакс постоянно подчеркивал, что он подчиняется правительству Латвии. Согласись, зачем такой упрямец? Нужен был более покладистый. Есть еще одна легенда. После Калпакса командование перешло к капитану Янису Балодису. Так вот, легенда гласит, что умирающий Калпакс, лежа под сосной, сказал Балодису: «Останься за меня». Такая вот официальная версия была во время Первой республики, да так до сих пор и остается. И тут снова есть одно «но». Это рассказал один из последних кавалеров ордена Лачплесиса, он несколько лет назад ушел в мир иной, жил долгие годы в Америке, вернулся после того, как Латвия снова обрела независимость, жил в Нице. И он был участником тех событий. Звали его Алберт Америкс. И он всю жизнь утверждал — мол, что мог говорить умирающий Калпакс, тяжело раненый и в бреду? Он ведь всю жизнь в русских войсках служил, вот и сказал по-русски: «Голубчики, оставайтесь за меня». Поняла, да? Голубчик. Голубь. Балодис. У Калпакса ведь иногда были… проблемы с латышским языком.
Обе версии выглядят конспирологическими. И про то, что намеренно Калпакса убили, и про то, кто должен остаться после него. Мне кажется, что нечисто там дело было…
Похоронили Оскара Калпакса в Лиепае, тут тогда была столица, где ж еще было отдавать последние почести командующему. Так что на похоронах было и все Временное правительство во главе с Карлисом Улманисом. И генерал фон дер Гольц, который 1 февраля приехал сюда как военный губернатор, тоже прибыл на похороны Калпакса, цветы возложил и голову преклонил. Хоть он и боролся всегда против независимой Латвии, это был такой рыцарский жест — отдать последние воинские почести погибшему противнику. Полгода спустя, когда Латвия была уже освобождена, родные перезахоронили Калпакса на родине. Шестого марта 1939 года, ровно 80 лет назад, на месте первого упокоения поставили памятник. В советское время он был заброшен, как и все остальные символы и значимые места независимой Латвии. Буквы отваливались, венок и меч пропали. А 30 лет назад, когда в Атмоду, начались и работы по восстановлению памятного места.
Оскар Калпакс был похоронен 11 марта 1919 года в Лиепае на Северном кладбище. 18 сентября того же года перезахоронен в родных местах, в Мейранской волости.