«Народных артистов СССР в Латвии осталось только двое. Я и Паулс!». Прима-балерины Эррс и Бейрис отмечают юбилей

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Слева - Зита Эррса, ныне заведующая кафедрой хореографии Латвийской Музыкальной академии имени Витолса. Справа - Лита Бейрис, некогда главный балетмейстер Латвийского Национального балета, ныне президент фестиваля балета стран Балтии, некогда прима-балерины нашего балета. В этом году у них круглый юбилей, который Зита и Лита решили отметить большим концертом, который состоится 19 декабря в Дворце культуры "ВЭФ". Об этом и многом другом - беседа Rus.LSM.lv c двумя легендами.

- Я долго думал, как задать первый вопрос... Ну, «сколько лет вы знакомы» - это как-то неудобно...

Тут в небольшой комнате для преподавателей Музыкальной академии, где проходила встреча, начинается целая театрально-хореографическая сцена, сопровождаемая искренним смехом двух прим балета, их взмахами рук-«крыльев», все это примерно на минуту. Это было па-де-труа, учитывая, что еще присутствовала и Регина Каупужа, преподаватель Рижского хореографического училища (ныне Национальная школа искусств), репетитор Латвийского Национального балета и некогда ее солистка. В середине всей этой сцены до меня доносится тихая и осторожная фраза звуко- и видеорежиссера грядущего концерта Валдиса: «Хм... может, спросить, «что за юбилей вы отмечаете?».

- Ох, извините... сам растерялся... Спрошу иначе, вы знакомы с первого класса хореографической школы?

Лита: Да. Нам было семь лет, когда мы выстроились перед приемной комиссией и нас сразу приняли.

Зита: Мы были такие маленькие-маленькие, в тапочках...

Лита: Ну да, ну да. В тапочках!

- И какая учительница вас принимала?

Зита: Хелена Тангиева Бирзниеце (руководительница Латвийского балета в пятидесятые-шестидесятые годы - прим. автора)! Она была главой приемной комиссии. Лита, помнишь тот зал?

Лита: О да, он был такой большой-большой! А мы - маленькие-маленькие. Это было на Смилшу, 8 в Старой Риге (прежнее здание Рижского хореографического училища, которое перед Зитой и Литой закончили будущие легенды мирового балета - Марис Лиепа, Михаил Барышников, Александр Годунов - прим. автора).

Зита: И мы кружились по кругу, после чего Тангиева сказала: одни девочки в эту сторону, другие - в другую! И мы поплыли направо, там еще в углу большой рояль стоял, помнишь?

Лита: Да, он был ближе к окну. 

Зита: И вот у этого окна мы и стояли и ждали решения - я, Лита и Алла (Алла Сахарова - прим.автора). И волновались, отчислят нас или нет?

Лита: Это было ужасно! Помню!

Зита: Не все так ужасно, потому что там человек сорок было, а приняли из нас девятнадцать, и всех нас троих - Зита, Лита, Алла!

Лита: Это было прекрасно!

Зита: И мы уже знали, что балет - это очень престижно. Это в том числе и зарубежные поездки с гастролями (тогда за рубеж свободно могли выезжать только дипломаты, знаменитые артисты и балет - прим. автора). Но главное мы понимали, что это волшебное искусство! К идеалу которого приблизиться так сложно, это столько труда!

Лита (заговорщицки): Зита... Я вчера была на презентации книги Андрея «Рига и три ее Миши» и так много узнала - того, что в книге не написано.

Зита: Ну?

Лита: Миша... ну, третий Миша. Наш Миша! Он строит дом в Риге!

Зита: Наш Миша? Как хорошо!

- В принципе, это уже давно не секрет - под руководством архитектора Зайги Гайле строится центр искусств Барышникова на Блауманя, 19, где он начинал ходить в свой первый танцевальный кружок.

Лита: Кстати, в том здании на Смилшу, 8, все учились - и Миша тоже. И так жаль... Так жаль, что дом стоит пустой уже сколько лет и там даже нет мемориальной таблички! А там ведь не только Миша, Саша и Марис учились...

- Кстати, Лита, вы же танцевали с великим Марисом Лиепой!

Лита: Да, он к нам приезжал в Ригу танцевать не раз "Лебединое озеро" и я была его Одеттой. (Смотрит строго). И Одиллией.

- Табличку стоит установить - вот бизнесмен Гомберг поднял массы и установил на народные средства табличку жене Булгакова на Виландес...

Лита: На Виландес жила, кстати, и Тангиева-Бирзниеце и, по счастью, там давно мемориальная плита ее памяти, установленная при содействии Ассоциации профессионального балета, которую я возглавляю!

- Хорошо, задам сложный вопрос. Балет - это конкуренция, особенно между примами. У вас была дружба?

Зита: Ну, в принципе, ситуация была такая...

Лита: Не было дружбы!

Зита: Нет, Лита, в детстве у нас была дружба, мы всегда кусочек хлеба с маслом с тобой делили. Просто жизненная ситуация потом разделяла, не так ли? У каждого своя судьба. То я на десять лет пошла вперед и вверх, то Лита - чух, и тоже на десять лет вперед и вверх.  И это не потому что кто-то из нас был лучше или хуже.  Мы обе были очень сильны технически. Другое дело, что иногда решает случай.

Например, я изначально была представительницей гротескового типа, характерного. То есть, ни о каких Жизелях и Одеттах могла и не мечтать. И вот как только я, совсем юная, вошла в театр, выяснилось, что пять ведущих балерин ушли в декретный отпуск! Это Вера Швецова, Инта Каруле и другие. То есть, рушится репертуар! Но тут начальство видит - ага, вот новая девочка, она такая живенькая, быстро все понимает... Она маленькая ростом, легонькая - ага, можно найти партнера. Все решил случай!

И все получилось, и все в порядке! И технически Швецова нам помогала! И я повторяю, у нас была ненормальная техника! В смысле - совершенно потрясающая! 64 такта - и большие прыжки, ты скажи, Лита, в каком театре сейчас это делают?! Да ни в одном! Солистка просто пошлет все эти школы подальше и скажет, освободите нас от этой учительницы!

Лита: Зита, помнишь Москву? Мы школами дружили и ездили туда со своей школой. И министр культуры Фурцева... Что я танцевала тогда? «Пахиту» Минкуса?

Зита: Или «Фрески»...

Лита: И «Фрески» тоже. В общем, я крутила фуэте. И Фурцева ко мне подошла и сказала: «И вы со своим подъемом ножки сможете свертеть 32 фуэте?!" Да, у меня был такой подъем ножки, но я «свертела» 32 фуэте! Спокойно!

Зита: Да, Лита танцевала там «Пахиту», я – «Дон Кихот», потом были современные номера.

Лита: Шесть номеров было!

Зита: Помню, это был очень длинный концерт, и на сцену уже выходили совсем молодые, готовые балерины, очень сильные.

- Это, как ни крути, наша великая рижская хореографическая школа!

Зита: И я там тоже все сделала, потому что тогда была возможность показать себя.

- Понятно, что в те годы все шло через Москву. Даже заграничные полеты - только через Москву!

Зита: Да. И я думала тогда использовать шанс, вот сделаешь ты это или нет? Я использовала эту возможность и после этого я стремительно перешла в первый разряд и после этого с подачи Александра Лемберга (художественный руководитель латвийского балета в шестидесятые-восьмидесятые годы - Прим. автора) послал нас на международный конкурс.

Лита: И я приходила поначалу в кабинет к Лембергсу, он говорил, ты никуда не поедешь, а я говорила: «Поеду! Через трупы!» (смеется). И поехала на международный конкурс. И так началось истинное пробуждение, Атмода в душе! Я поехала в Болгарию, на конкурс в Варне!

- По тем временам, между прочим, один из самых престижных конкурсов балета в мире!

Лита: Да, с Варной так и было (кстати, Лита сейчас периодически член жюри важных международных конкурсов балета, так что ее мнение весьма авторитетно - прим. автора).

Зита: В Москве постоянно проходили отборы со всего Советского Союза на международные конкурсы. Лембергсу прислали известие: от вас надо посылать на конкурс и очень надеемся, что там будут Владимир Гелван и Геннадий Горбанев. И мы поехали туда танцевать с ними па-де-де. В Москве собралось 120 человек. И вообще обалдели, увидев эту сцену Большого театра, с которой соскользнуть можно - запросто! И стоишь полчаса и концентрируешься, чтобы просто не упасть потом, крутясь.

После первого отбора нас осталось пять, в том числе мы. И тогда Галина Сергеевна Уланова шла по репетиционному залу (у нее ученицей была тогда Семеняка) и сказала мне: «Девочка, не жми ноги...» - и пошла дальше. Я ахнула, сама Уланова мне сказала: «Не жми ноги!». Вот одно замечание - и целый мир тебе открывается! 

Лита: А я тоже поехала в Москву и готовила в Большом театре с великой Семеновой «Жизель». Я там показала, что могу и все прочее... И она потом сказала так негромко и поэтично: «Де-е-е-вочка... Девочка, руки - это как ветви березы на ветру!». И все! Вот такой маленький нюанс - и так многое понятно становится!  

Зита: Мы смотрели на этих людей и не просто их уважали, для нас они были кумиры, Богини! И теперь о тех же «березовых руках» я могу говорить своим ученицам сколько хочу, но когда тебе это лично показывает Великая!.. И действительно так: если тебе указывают на такую «мелочь», то дальше все идет!

- Расскажите о вашем юбилейном концерте, какая программа?

Лита: Это будет концерт, в первой части классический балет, то, что мы некогда танцевали. И свяжем это с показом видеофрагментов из «Лебединого озера» и «Жизели» с нашим участием. И поскольку отвечает за этот концерт наша Ассоциация профессионального балета Латвии, то во второй части примут участие студенты наших самых выдающихся хореографических студий. И будут другие жанры, потому что мы с Зитой тоже танцевали все, что угодно, помимо классики - и характерный танец, и модерн начинали с Яниной Панкрате на музыку Паулса (Панкрате - руководитель латвийского балета в восьмидесятые-девяностые - прим. автора).

Посмотрим, что будет. У меня, например, был «Волшебный мандарин» на музыку Белы Бартока, а у тебя что было, Зита, самое модерное?

Зита: Номер «Судьба». По-моему, единственное качественное, что сохранилось на видео, остальное - спектакли.

К беседе присоединяется звуко- и видеорежиссер Валдис: Да, это проблема. Сейчас все снимают на цифровые камеры. А тогда если была съемка на кассету VHS, то это было уже достижение! Но как их сейчас не цифруй, все равно не добьешься идеального изображения. А много телевизионных записей просто исчезло...

- Да, мне рассказывали - в девяностые годы на Латвийском телевидении был дефицит видеокассет и приходилось просто смывать ценные записи...

Зита: Когда готовили фильм обо мне, я попросила записи у телевидения и... это удивительно - от меня ничего не осталось! Впрочем, я никогда не любила сниматься...

Лита: Кстати, Валдис, мы тебя как представим в программе концерта?

Валдис: Дилетант широкого профиля! (все смеются).

- Уважаемые примы. Я хочу напомнить, что вы обе - обладательницы высоких званий. В том числе и званий народных артистов. Лита народная артистка Латвийской ССР, а Зита - вообще народная артистка СССР!

Зита: Да!

- Напомню для молодежи, что некогда это было высшим званием для деятелей искусств, среди которых были только великие - Станиславский, Райкин, Шостакович, Уланова. Плисецкая, Лиепа...

Зита: Да, получается, я последняя народная артистка СССР от Латвии. Для меня это было неожиданно в 1989-м, когда получила звание.

- Я помню, как вся наша Опера ликовала!!

- Наверное, я просто перед этим тогда в Кремлевском дворце съездов в концерте танцевала фрагмент из «Собора Парижской богоматери»...

- И это впечатлило кого-то из «сильных мира сего»?

Зита: Возможно, это сыграло свою роль, потому что там были какие-то члены правительства и, кстати, Вия Артмане (тоже народная артистка СССР - прим. автора) там вела концерт. 

- Как вы относитесь сейчас к этому званию?

Зита: Горжусь, конечно. Потому что нас в живых таких в Латвии осталось только двое. Я и Раймонд Паулс!

- Браво!

КОНТЕКСТ

Зита Эррс. Родилась в Риге. В 1970 году окончила Рижское хореографическое училище (педагог Вера Швецова). С 1969 по 1995 год — солистка Театра оперы и балета Латвийской ССР (с 1990 — Латвийская Национальная опера). Ведущие партии практически во всех классических балетах. С 1992 по 2005 год — репетитор Латвийской Национальной оперы. В 1993 году получила степень бакалавра, в 2002 — степень магистра в области хореографии в Латвийской музыкальной академии им. Я. Витола. С 2000 года преподаёт хореографию в академии и заведует кафедрой хореографии. С 2005 года — ассоциированный профессор академии. В 1995 году основала собственную балетную студию, где она — преподаватель и хореограф. Её ученики завоёвывают престижные международные награды, участвуя в международных балетных конкурсах и фестивалях (Латвия, Украина, Польша, Швейцария, Германия и др.). Офицер ордена Трёх звёзд (2003). Театральная премия «Ночь лицедеев» в номинации «Лучшая солистка балета» (балеты «Эдит Пиаф» и «Спящая красавица» (1995).

Лита Бейрис окончила Рижское хореографическое училище (1970), занималась у педагогов Валерии Кутенас, Инны Барановской, Веры Швецовой. Солист, балетмейстер балетной труппы Латвийской оперы (1970–1996), художественный руководитель балетной труппы (1992–1993). Ведущие партии практически во всех классических балетах. Президент Латвийской ассоциации профессионального балета (с 2015 года). Работала приглашенным учителем в Дании, Германии, Китае, Литве и других странах. Окончила балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. Луначарского в Москве (1994). Работала в Большом театре России, Шведском Королевском балете, Финском национальном балете, Национальном театре Мюнхена, Берлинском государственном балете. Степень магистра педагогики в Латвийском университете (2005). Замужем за режиссером Гунтисом Гайлитисом.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное