«Спортсмен — тренер — это тандем! Они рука об руку идут к результату», — говорит Якубовский. За выступлением подопечной ему пришлось следить по телевизору.
Тренер готовил ее к старту через интернет. Алену Рыбакову он тренирует 18 лет, она пришла к нему еще в первом классе. Рио — первая Олимпиада Алёны. У Латвии была квота на четверых человек от Федерации плавания. Пловец Увис Калниньш поехал с тренером, а Алёна Рыбакова — без.
«Говоря открыто — определенному человеку захотелось побыть там вместо меня. Он выдал это за решение федерации. Но это решение одного человека», — поясняет Якубовский.
Этим человеком стал глава Федерации плавания Каспар Поне. По словам Якубовского, поскольку каждая команда получает конкретное число мест в Олимпийской деревне, билеты-то на самолет в Рио можно было купить — но там, на месте, совершено негде было бы расположиться на ночлег:
«Можно ходить по аренам, смотреть, но спать — решительно негде».
Глава Латвийского олимпийского комитета Алдон Врублевскис пояснил журналистам: если бы Каспар Поне сократил свое пребывание на олимпиаде на 3-4 дня — можно было бы на его место хотя бы за день до соревнований пловцов послать в Рио тренера, Германа Якубовского.
«Но этого не произошло. Это было решение президента Федерации плавания», — признал Врублевскис.
Министерство образования направило в Олимпийский комитет запрос, чтобы выяснить все обстоятельства поездки Поне в Рио. Впрочем, в любом случае наказать его министерство не может, признал Эдгарс Северс, глава департамента спорта МОН:
«Мы не против, чтобы на Олимпиаду ехал представитель федерации. Но если единственный тренер спортсмена туда не попадает, а чиновник едет — то общество вправе задать вопрос: правильно ли это. Мы считаем, если выбирать между чиновником и тренером — должен ехать тренер».
За свое достижение на Олимпиаде Алена Рыбакова получит премию от Федерации плавания — 25 евро. Тренер за успехи Алены получит еще меньше — 15 евро.
Каспар Поне на момент выпуска новостей в эфир так и не ответил на звонки из редакции Русского вещания LTV7. Ситуацию прокомментировал спортивный журналист Владимир Иванов, который сейчас находится в Рио и воочию наблюдал выступление Алёны Рыбаковой:
«Мое мнение — президент Федерации плавания поступил неэтично. В любом случае Каспар Поне мог приехать в Рио неделей позже — ничего бы не изменилось! Тем более, мы знаем, каковы были шансы наших пловцов. В полуфинал они бы так и так не прошли. (...) Считаю, в данном случае президент Федерации плавания в корне неправ. Все-таки Олимпиада — это прежде всего спорт, а не шоу! И со спортсменами обязаны быть их тренеры на местах».