Фридайвинг — это подводное плавание с задержкой дыхания. Он включает в себя погружение на глубину, плавание под водой в бассейне с задержкой дыхания в ластах и без, даже подводный хоккей и рэгби.
Фридайвинг уже был Олимпийским видом спорта в 1900 году в Париже во Франции. Тогда спортсмены плыли под водой в бассейне и получали очки за дальность. Однако популярность этого спорта в те годы была невысока. И вот фридайвинг может опять вернуться в Париж — но уже в 2024 году.
В последние годы появились технологии, позволяющие сделать этот вид более зрелищным и безопасным.
Спонсоры готовы даже построить 130-метровую стеклянную трубу, чтобы представить погружения в глубину на Олимпиаде.
«Мы над этим работаем: и по Парижу, и по Лос-Анджелесу. Этот процесс нелегкий. Страна выбирает вид спорта, который бы она хотела видеть в олимпийской программе, поэтому надо работать и с организационным комитетом, и со странами, чтобы они как можно больше участвовали в чемпионатах. У фридайвинга вероятность участия очень большая», — считает Анна Аржанова, президент Всемирной конфедерации подводной деятельности (CMAS).
По ее словам, в последние годы популярность фридайвинга вышла на новый уровень. Впервые запросы на обучение фридайвингу превысили запросы на обучение погружению с аквалангом.
Фридайвинг популярен и в Латвии, уже появились спортсмены, которые регулярно занимают призовые места на международных соревнованиях — Юлия Марьевич, Беата Грицкевич, Илона Бардишева, Алексей Потапенко.
Юлии Марьевич сейчас принадлежат два национальных рекорда:
она пробыла под водой без движения — в статике — 5 минут 36 секунд, а также проплыла 160 метров в моноласте под водой в бассейне.
Сейчас спортсменка тренирует группу латвийских фридайверов на Средиземном море.
«Мы начали проводить международные соревнования, которые на данный момент являются очень популярными в Европе. К нам приезжают спортсмены из многих стран — Греции, Англии, Германии, Франции. И каждый год в феврале проводится большой международный чемпионат по фридайвингу. У нас сейчас есть спортсмены, которые показывают результаты на международных соревнованиях — и мы надеемся, что в ближайшие годы к нам придут еще молодые ребята, которые смогут достойно представлять страну», — рассказала Марьевич.
Ряды фридайверов пополняют и подводные охотники. Инструктор Александр Семенов — многократный чемпион страны по подводной охоте — недавно перешел во фридайвинг.
За короткий срок стал инструктором школы чемпиона мира Алексея Молчанова, который в этом году покорил глубину в 130 метров.
Сейчас у Александра Семенова статическая задержка дыхания в состоянии покоя — 6 минут 20 секунд.
«Когда я обучался в Дахабе на инструктора у федерации фридайвинга, мне нужно было нырнуть в моноласте или в биластах на 45 метров, я нырнул на 47 — и это абсолютно не предел», — рассказал Семенов.
Он говорит, что к Олимпиаде может нырнуть метров на сто. Александр — гражданин Украины, но готов представлять Латвию.
«Я уже 8 лет живу в Латвии. У нас с семьей родился здесь ребенок, поэтому Латвия для меня — родное государство, и если я здесь живу, тренируюсь, естественно, я хочу представлять Латвию», — поделился спортсмен.
Фридайвингу мешает то, что он считается экстремальным видом спорта. Никто не хочет видеть, как на соревнованиях гибнут атлеты.
«Горнолыжный спорт очень опасный, там скорости выше 120 км в час — и никакой особой защиты у спортсмена нет. То же самое — марафон, он идет по границе человеческих возможностей. То же самое — и фридайвинг, он идет по границе возможностей. Человек сам может оценить свои возможности — и есть группа поддержки, которая оказывает ему помощь. Есть также система безопасности, которую разрабатывают большие международные организации», — отметил Эдмунд Земитис, председатель Латвийской федерации подводных видов спорта.
Сейчас фридайвингу доступна онлайн-трансляция, которая позволяет в режиме реального времени следить за состоянием спортсмена и наблюдать процесс погружения, а также электроподъемники, позволяющие в случае опасности вытаскивать атлета с глубины со скоростью полтора метра в секунду.
Латвийскую федерацию подводных видов спорта в настоящий момент представляют клубы подводной охоты, фридайвинга и подводного туризма.
Она работает под эгидой CMAS, но ее голос отдан во временное пользование России.
«Да, в данный момент ситуация так обстоит, что наш голос отдан России — из-за финансовых возможностей, потому что это стоит довольно дорого. Но мы все время поддерживаем эту возможность вернуть голос себе — и голосовать в своих интересах. В данный момент он используется в интересах спорта, и нет такого, чтобы он противоречил нашим интересам», — подчеркнул Земитис.
Если же вопрос с присвоением фридайвингу статуса олимпийского вида спорта решится положительно, то формированием латвийской команды придется заниматься латвийскому Олимпийскому комитету. Там журналистам сказали: Олимпийский комитет будет реагировать только по факту решений, принятых Международным олимпийским комитетом. А пока никакой активности в этом направлении не предвидится.