Когда я еще учился в Рижским техническом университете, там была секция альпинизма, где я и начинал. Когда закончил учебу, пошел работать в общество “Локомотив”. Так все понемногу и завертелось. То, что вы видите директора на этих соревнованиях, не удивляйтесь. Насчет директоров не могу сказать, но здесь, например, есть преподаватели вузов. Это не значит, что скалолазанием занимаются только юноши. Хочу заметить, что скалолазанием, как правило, в большинстве своем занимаются люди с хорошим образованием, с высшим образованием. Как скалолазание, так и альпинизм – одни из самых сложных видов спорта. Если в футболе один мяч и двое ворот, то здесь вы видите: каждому надо знать и уметь много технических вещей, тот инвентарь, который мы используем на этих соревнованиях – лишь малая часть из того, что нам необходимо в горах. Нет такого, что одна майка – и вперед. Сам я регулярно тренируюсь здесь, а в свободное время я не провожу дома, а еду в горы – либо взбираюсь на вершины, либо лезу на скалы», - рассказывает Шаблис.
Ответ на следующий вопрос про экстремальные ситуации - не страшно ли ему в горах - немного удивил. У Шаблиса богатая альпинистская школа за плечами А это более 30 лет опыта восхождений в горы Азии и Африки, Австралии и Южной Америки, разумеется, в Европе. Это школа инструкторов-спасателей и участие в операциях, работа в Национальных вооруженных силах страны.
«Скажу так – страх у меня есть. От чего? Если мы будем взбираться на вершину вместе, то страшно мне будет за вас. Не за себя. За вас, за команду, если мы вместе. За себя я не переживаю. Не потому, что я какой-то супермен. Главное, чтобы все были в безопасности».
Наше знакомство продолжилось уже в кабинете Эдгара Шаблиса в здании на улице Екабпилс, где располагается главный корпус детско-юношеского центра «Даугмале» - одного из старейших и крупнейших в нашей стране, которым он руководит, кажется, всю жизнь. На самом деле более 30 лет, еще с начала 90-х.
Шаблис вспоминает:
«Кто меня выбрал? Коллектив, который тогда работал еще до меня – все происходило в зале, куда позвали всех – и уборщиц, и дежурных, и педагогов. Было три кандидата, из них выбрали меня, так я и стал директором. Интересно все происходило. Сейчас не так – сейчас этим занимается умная комиссия, но зачастую результат в конце не самый хороший».
Детско-юношеский центр «Даугмале» – это большое хозяйство, несколько зданий по всей Риге, где свыше 80 педагогов ведут самые разные секции и кружки – технические, танцевальные, изобразительного искусства, музыкальные, спортивные, языковые и так далее. По словам директора, их посещают более 3200 детей. А как было тогда – в 90-е, и сейчас, спустя 30 лет, что изменилось в центре?
«В 90-е годы было много проблем, много чего не хватало. Постоянно приходилось что-то просить, что-то искать. Прежде всего средства на содержание центра. Были сложные времена. Здания отапливались котлами, у меня были спонсоры, которые привозили уголь. Сейчас, конечно, более-менее все наладилось, у нас центральное отопление.
Но зато появились другие проблемы. Например, тот разрыв, который образовался между так называемым профессиональным спортом и образовательными программами по интересам.
Если баскетбол получает от государства огромные средства, то нам, по сравнению с ним, достается мелочь. Хотя в нашем центре представлены несколько олимпийских видов спорта – то же скалолазание, прыжки на батуте, карате, вольная и греко-римская борьба, велоспорт. Тут можно долго перечислять».
Говоря о секциях и кружках, директор центра Эдгар Шаблис свое внимание заостряет на том – что за дети их посещают. Здесь их не делят по национальности, по социальному положению. Есть дети с Украины. Он признается, что много их в том числе из неблагополучных семей. Отсюда вопрос про бесплатные занятия и платные.
«В основном у нас можно заниматься бесплатно. И только у некоторых кружков есть софинансирование – батут, акробатика, танцы, гитара с аккордеоном. Но, в принципе, кружки кройки и шитья, альпинизм, велоспорт – все это бесплатно. Да, нужны дополнительные средства, когда заказываем костюмы, когда выезжаем на соревнования, участвуем в мероприятиях. Пару лет назад все это было делать легче – нам давали школьный автобус, на котором мы могли возить детей в лагеря, на экскурсии в музеи и на производства. Сейчас автобуса нет и это вызывает трудности. Да, автобусы были не новыми. Но все равно мы их использовали. Ну их отняли и у школ, не только у нас».
Один из самых горячих вопросов лежит на поверхности – это нехватка преподавателей в таких центрах. Всему виной неконкурентоспособные зарплаты. Особенно, по словам директора, их не хватает у танцевальных коллективов, в кружках пения и изобразительного искусства. Специалисты уходят в частные центры.
«Смело могу утверждать, что наши преподаватели детям – как мамы и папы для детей, у которых может быть в семьях нет такого контакта. У наших тренеров есть. И он гораздо лучше, чем у большинства дома с родителями. Это уберегает их от улицы, от наркотиков. Я, во всяком случае, не видел ничего подобного у нас».
И все же – каким Эдгар Шаблис видит центр в будущем?
«Все зависит от того, какое будет правительство, каким будет руководство Риги. А так это гадание на кофейной гуще. Ну подумайте, что важнее? Важно, чтобы родители имели возможность возить своих детей на занятия. Это одно. И другое – разница в зарплатах преподавателей в таких центрах, в спортивных и общеобразовательных школах. Хотите ли вы каждую вторую неделю на выходных уезжать на соревнования прочь от своей семьи, нравится ли вам работать каждый день с трех часов дня до 10 вечера? И что вам будут говорить ваши жена и дети? Вы их не будете видеть. И здесь большая разница между учителями в школах и в таких центрах.
Чтобы мы развивались, надо чтобы люди были более понимающими и образованными. В департаментах и министерствах люди на самом деле не знают – что у нас происходит и что нам нужно».
И все же без разговора о горах мы не обойтись. Шаблис в свое время заканчивал школу инструкторов «Безенги» на Кавказе, участвовал в различных спасательных операциях в России, Таджикистане, Казахстане, в Альпах, обучал военных, сам работал в соответствующих структурах нашей страны. Сегодня горы – это его жизнь и работа. Эдгар Шаблис является преподавателем сертифицированной Министерство науки и образования горной школы при Латвийской ассоциации альпинизма и путешественников.
«Я преподаю в горной школе, в которую еще можно записаться, если кто хочет. Занятия начались еще в ноябре. Обучение проходит всю зиму, весной. А уже летом мы отправляемся в горные районы. В прошлом году мы со школой были в Киргизстане. Там тоже у нас были занятия. Это не только скалолазание. Там и горы, и снег, и лед, и речные переправы, и работа с рацией. В общем, полный комплект».
Эдгар Шаблис тут же поделился своими ближайшими планами – поездкой в Испанию, где он со своими товарищами собирался штурмовать скалы в окрестностях Малаги. Так что вопрос о любимом виде спорта мог показаться лишним. Даже человеку, которому за 70.