В марте Полина Рожкова и Агрис Ласманис привезли домой «золото» чемпионата мира по керлингу на колясках, который прошёл в Канаде. Победа среди смешанных пар далась тяжело. Ещё тяжелее — её послевкусие.
«Я всю жизнь в спорте. 14 лет я на коляске, 12 из которых занимаюсь керлингом. За эти годы часто слышала: “ты не в сборной, у вас нет высоких результатов”. Лучшее достижение у нас было — 7-е место на чемпионате мира», — рассказала Полина Рожкова.
В прошлом сезоне они с партнером осознанно откладывали деньги. И вот, свершилось, они заняли первое место.
«Я подумала, вот, наконец есть результат. Я была уверена, что это будет поддержка от государства для федерации кёрлинга, для паралимпийского комитета», — вспомнила спортсменка.
В конце прошлого года параолимпийский комитет запрашивал у Минобразования 1 млн 649 тысяч евро на 2023 год — на нужды всех 23-ёх федераций. Это деньги на аренду зала, работу с тренерами, участие в чемпионатах и т. д. Министерство выделило в три раза меньше.
Ещё 300 тысяч евро просили для спортсменов с высокими достижениями. На это тоже выделили меньше — всего 100 тысяч.
В министерстве говорят, что несмотря на успехи паралимпийцев, в этом году о дополнительных средствах не может быть и речи. А вот на следующий год действительно с плюсом, правда с небольшим.
«В этом году министерству на спорт дополнительно дали 5 миллионов 400 тысяч евро. Из этих средств 200 тысяч евро министерство направило паралимпийскому комитету. Так что в 2024-м году и в дальнейшем финансирование будет 600 тысяч евро. (…)
Министерство регулярно в конце года получает запросы на финансирование от разных федераций. Их размер намного больше, чем то, что мы можем поддержать», — признала представитель министерства образования Гинта Озола.
Сколько из этих 600 тысяч в следующем году увидит именно федерация кёрлинга — не ясно. В 2022 году это были 12 тысяч. 30 тысяч в этом — и ещё 71 тысяча призовых от министерства за участие в параолимпийских играх. По словам Полины — этого недостаточно, лишь участие в чемпионате стоило около 30 тысяч. В параолимпийском комитете говорят, что на кёрлинг в этом году денег больше нет.
«У нас на эти 600 тысяч не только Полина и кёрлинг. Ещё 22 другие федерации. Где-то 6 тысяч других спортсменов. И в этом году еще чемпионаты мира, чемпионаты Европы, чемпионату мира по колясочному баскетболу тоже не хватает денег. Чемпионату мира по сидячему волейболу. Это целая команда 15-16 человек. Тоже на выживании.
Ребята работают, сами спонсируют свои тренировки и сами едут на чемпионат Европы, например. Так живёт паралимпийский спорт Латвии. Иначе никак»,
— констатировала президент паралимпийского комитета Латвии Дайга Дадзите.
Также благодаря золоту на чемпионате мира Полине Рожковой и Агрису Ласманису теперь полагается премия, как и после участия в паралимпиаде — 21 тысяча до вычета налогов. Ещё 10 тысяч могут получить тренеры и обслуживающий персонал. И 35 тысяч на развитие может получить федерация кёрлинга. Но все эти суммы ещё должен одобрить Кабинет министров. Помимо этого, спортсменам теперь положена зарплата — около шестисот евро после вычета налогов.
«Когда это будет, сколько это будет? (…) Сентябрь на носу, а мы ничего не знаем. Мы не можем записаться на турниры.
Меня лично зовут в Америку участвовать в сборах, я никому ничего не могу ответить. Понятно, что это мне надо покрывать с личных финансов. Но у меня их нет»,
— подчеркнула Полина Рожкова.
«Конечно, Полина и Агрис выполнили все условия. Но мы, паралимпийский комитет не можем посреди года менять бюджет. Потому что деньги уже запланированы. Они планируются на год вперёд. (…) В конце года, как и все остальные, спортсмены, которые за год хорошо выступают, получают премию от государства. Если там ничего не меняется, они получат премию за первое место на чемпионате мира», — пояснила Дайга Дадзите.
Сложившейся ситуацией недоволен и тренер кёрлингистов — эстонец Эркки Лилль. Полина говорит, что именно он привёл её с Агрисом к победе.
«Если мы откроем таблицу в мировом союзе кёрлинга, Латвия стоит на первом месте. Это результаты двух последних сезонов. Я не знаю ни одного вида спорта в Латвии, который находился бы среди зимних видов на первом месте в мире»,
— отметил Эркки Лилль.
Сейчас Полина и Агрис надеются попасть на паралимпийские игры в 2026 году. Для этого нужно и дальше усердно заниматься.
«Если у кого-то есть возможность поддержать нас финансово, можно связаться со мной или с федерацией керлинга. Мы будем рады любой поддержке, потому что мы со своей стороны готовы отдавать себя полностью. И ещё чуть-чуть, и ещё чуть-чуть», — с улыбкой пообещала Полина Рожкова.