Когда в 2017 году Госполиция направила в прокуратуру дело Rīgas satiksme, тогдашний мэр Риги и лидер «Согласия» Нил Ушаков возможность фиктивного трудоустройства категорически отрицал. «У меня все еще нет никакой информации о том, что какой-либо человек в этом отделе RNP мог бы работать фиктивно. Я не могу сказать, что все люди во всех предприятиях, во всех учреждениях, во всех департаментах Рижской думы работают одинаково эффективно, но фиктивных работников, на мой взгляд, такой информации нет», заявлял журналистам Нил Ушаков.
Сердитость Ушакова мог вызвать тот факт, что полиция передала в прокуратуру дело, начатое по итогам ревизии Госконтроля, за полтора месяца до предыдущих муниципальных выборов. Фигурантами этого дела в качестве вероятных фиктивных работников отдела развития проектов RNP являлся ряд связанных с «Согласием» людей. Например, бывшая депутат Рижской думы Светлана Савицкая, жены тогдашних депутатов думы Жанна Панкратова и Александра Клементьева, сын бывшего пресс-секретаря Ушакова Сандриса Точса Мартиньш, а также руководитель портала nozagts.com Иван Стальной.
За год на зарплаты 12 работников ушло свыше 193 тыс. евро. Прокуратура предъявила обвинения не только сотрудникам, но и двум должностным лицам. Первым был начальник отдела, член партии «Честь служить Риге» Агнис Калнказиньш. Незадолго до потери должности в RNP он был назначен в правление Rīgas ūdens, где проработал до нынешнего лета, пока не закончился пятилетний срок его полномочий. Обвинение было предъявлено и бывшему члену правления Инге Булгариной, которую прокуратура считала виновной в злонамеренном использовании служебного положения и организации преступного деяния. Именно она, считает прокуратура, поручила создать фиктивные рабочие места в отделе развития проектов.
Все обвиняемые по этому делу предстанут перед судом в конце августа этого года – сразу после внеочередных выборов в думу. RNP не заявлялся в качестве пострадавшей стороны. Уже сейчас на предприятии точно знают, что факт фиктивного трудоустройства был – еще три года назад вину признала бывшая работница Ольга Мурниеце, которая вернула RNP преступно полученные 7,4 тыс. евро.
Но если в RNP речь шла более чем о десятке фиктивных работников, по делу Rīgas satiksme у следователей будет еще больше работы, отмечает De facto. Сейчас Управление по борьбе с организованной преступностью занимается делом о возможном разбазаривании средств Rīgas satiksme в крупном размере, связанном с заключением фиктивных договоров о консультациях. И поле для работы у следователей достаточно большое – не менее 40 консультантов за четыре года.
На протяжении прошлого года De facto неоднократно сообщало о консультантских договорах в Rīgas satiksme, которые на протяжении многих лет заключались с членами «Согласия» и «Честь служить Риге», а также с соратниками и друзьями Ушакова. Вопросы возникли и в необходимости Rīgas satiksme в таких услугах, в процессе поисков консультантов, а также их вознаграждение и объем работы.
Среди консультантов были и депутаты думы, и работники бюро Ушакова, и молодежь «Согласия», и даже глава Избирательной комиссии Риги. Например, в качестве консультантов Rīgas satiksme понадобились обвиняемый по делу RNP Иван Стальной и бывшее должностное лицо Департамента сообщения Угис Брожа.
Ярким примером начисления зарплат является бывший активист молодежного общества «Согласия» Restart.lv Алексей Футс, который весной 2019 года работал в отделе общественных отношений Рижской думы. С июня по ноябрь 2018 года его наняло Rīgas satiksme, чтобы он консультировал операторов центров обслуживания клиентов и аудировал их успехи. В 2019 году он отказал De facto и не стал раскрывать размер своей зарплаты в Rīgas satiksme, а о своих должностных обязанностях говорил следующее: «Ну, я там работаю с консультационными центрами, да, как им лучше говорить с клиентами. (..) Я прихожу в центры, да, центры обслуживания, и там консультирую. (..) Два-три раза в месяц. (..) Ну, каких 3-4 часа [каждая консультация]. (..) Это были как семинары».
Сейчас De facto известно, что Футс получил от Rīgas satiksme в течение полугода 17,6 тыс. евро – это более 2,9 тыс. евро в месяц. И если верить сказанному Футсом об объеме работ, легко подсчитать, что за свои консультации он зарабатывал не менее 240 евро в час.
Кроме того, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией все еще расследует дело о возможном разбазаривании средств в Рижском бюро развития туризма, связанном в том числе и с фиктивной занятостью. Признаки возможной фиктивной занятости обнаружил Госконтроль: по его подсчетам, семерым фиктивным работникам в 2016-2018 гг. могло быть выплачено 340 тыс. евро.
Под подозрением по этому уголовному делу находятся двое бывших депутатов Рижской думы, которые работали в правлении Рижского бюро по развитию туризма: Вита Ермоловича из «Честь служить Риге» и Максим Толстой из «Согласия». Кроме того, с правящими ранее Ригой партиями были связаны и многие другие работники бюро.
De facto известно, что у дела Рижского бюро по развитию туризма есть ответвление, которое частично пересекается с делом о ремонте лифтов RNP, которое сейчас расследует полиция. В деле о лифтах есть следы возможного отмывания денег, которые ведут к зарубежным компаниям, у которых прослеживается связь с иностранными консультантами предвыборной кампании «Согласия» в Сейм.