Америкс указал, что новая программа по выявлению аварийных и заброшенных зданий — не инструмент для решения проблемы. Он только позволяет контролировать ситуацию и давать прогнозы, когда нужно быстрее реагировать на дом, представляющий опасность.
К сожалению, все дома снести не возможно – часть из них находится в ведении банков, а другая принадлежит частным владельцам.
В случае, если аварийный дом - частная собственность и человек не имеет преимуществ, то Рижская дума помогает частично. Сначала собираются специалисты и вместе с владельцами думают, как можно отремонтировать аварийное здание. Также Рижская дума предлагает юридическую помощь, но финансирование полностью выделить не может.
Для жителей Риги – малоимущих, инвалидов, многодетных семей и пр., Рижская дума предоставляет возможность записаться в очередь на квартиру. Если дом опасный или же ему необходим ремонт – жители могут обращаться в Рижскую думу и становиться в очередь. Самая быстрая возможность получить квартиру, если многодетная семья – претендовать на многокомнатную квартиру, в которой комнат больше, чем одна или две. Соответственно, в очереди стоять недолго – около года. В остальном, самый большой поток людей ждет одно- двухкомнатные квартиры, сообщил Америкс.
«В этом году мы сдаем дом на Аглонес – 170 квартир. В июле муниципальный дом на ул. Иерикю, где 70 квартир – очень хорошее место. Еще отремонтируем 50 квартир в муниципальном доме. Также начинается строительство трех пятиэтажных домов в Болдерае», - рассказал Америкс о планах Рижской думы, чтобы снизить очереди в этом году.
Америкс прокомментировал и громкие несчастные случаи, произошедшие за последний месяц в латвийской столице, когда в заброшенной высотке в Межциемсе погиб молодой человек, а в вентиляционную шахту заброшенного здания в Вецмилгрависе упала 11-летняя девочка. Он сказал, что в таком случае, к ответу будут владельцев здания.
«Владелец несет ответственность. Пусть идет в магазин – покупать сухари, поскольку, раз он не обезопасил доступ к такому зданию – ему грозит тюрьма. Госполиция начинает уголовный процесс против собственника. Мы обладаем только административной функцией, а не карательной. Назначаем штрафы – 2-3 тысячи евро, зависит от решения комиссии. Процесс отчуждения мы не можем начать. Но работаем с Госполицией. Поэтому три административных наказания, а потом в дело вступает полиция», - заверил Америкс.