В течение нескольких лет Валмиера производила тепло в режиме когенерации, что позволяло сохранять низкие тарифы — дешевле только в Риге. Основой служил механизм господдержки — так называемый компонент обязательной закупки (КОЗ) для выработанной электроэнергии. Но уже около двух месяцев когенерационное оборудование выключено. Что с ним делать, пока неизвестно, поскольку без господдержки продолжать работу нерентабельно.
«Нынешняя ситуация такова, что у нас оборудование в рабочей готовности, его просто невыгодно эксплуатировать. Если мы производим тепловую и электрическую энергию на когенерационном оборудовании, мы не можем ее обеспечить при существующей рыночной и биржевой цене. Нам это было бы дороже»,
— заявил член правления Valmieras enerģija Эгил Кампус.
Готовясь к такому развитию событий, два года назад построили новую котельную — на щепе, но, как и раньше, тепло обеспечивают в том числе и за счет газа. Себестоимость производства выше, и, по прогнозам, в новом отопительном сезоне рост тарифа может быть около 26,6%.
Центральное отопление обеспечивает компания Valmieras ūdens. Там обеспокоены: на первых порах у жителей могут возникнуть проблемы с оплатой счетов. «Мы подсчитали, что в среднем в отопительный сезон в месяц для однокомнатной квартиры этот счет вырастет на 7 евро с НДС, а для домохозяйств, которые живут в трехкомнатной квартире, платеж увеличится на 14 евро», — указала Майя Моле, глава Отдела финансов предприятия.
Valmieras enerģija производит около 86% требуемого городу тепла. Главное топливо — газ, около 70%, остальные 30% — щепа. Самоуправление размышляет о строительстве еще одной биокотельной.
Щепа дешевле, и ее рыночная цена не так изменчива, как у газа, однако требуются дополнительные суммы на содержание и обслуживание. Да и сокращение тарифа не будет значительным.
Пока тепло производили в режиме когенерации, за год в Валмиере фактические производственные траты сократились примерно на 6 млн евро. В Минэкономики пояснили: сперва создали систему поддержки, чтобы потом станции когенерации могли работать без помощи государства. Если этого не происходит, важно выяснить, почему.
В ведомстве указали, что станциям, где производят только электричество, а также тем, где параллельно вырабатывают тепло, последнюю поддержку в рамках ОЗК выплатят примерно через 20 лет. Однако у монеты есть и вторая сторона — с сокращением общего объема дотаций упадут цены на электроэнергию, за счет которой в данный момент субсидируют низкие тарифы на тепло.