В приграничной Балтинаве все еще помнят Абрене — и жалеют об утрате железнодорожной станции

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Десять лет назад, после почти 15 лет независимости, Латвия подписала с Россией соглашение о границах. Согласно условиям договора, Рига отказывалась от претензий на шесть волостей бывшего Абренского округа. Его частью был и нынешний Балтинавский край: местные жители до сих пор это помнят и особенно сетуют на утрату железнодорожной станции, сообщает Latvijas Radio. 

Отказавшись от Абрене, Латвия потеряла 2% своих территорий — и не менее важный железнодорожный узел. Но свидетелей тех времен, когда Абренский округ был латвийской землей — еще до Второй мировой войны, осталось совсем немного.

«До России, если прямо смотреть, примерно полкилометра, но в другую сторону — километра полтора»,

— рассказал Юрий, один из последних жителей деревни Луговая Балтинавского края.

До российской границы всего несколько метров, но мужчину это совсем не беспокоит — неудобств не создает. Из окна дома Юрий видит открытое поле, железнодорожные рельсы, а за ними — уже здания соседней страны. 

Говоря о передаче Абрене России, Юрий заметил: нет смысла рассуждать, что было бы, если бы.

«Экономически это не было продуманное решение, конечно, это не было выгодно Латвии. Тут еще станция Пундури была на латвийской стороне. Пыталово? Конечно, хорошо, если бы наша территория была больше, главное, что тут железнодорожный узел. Возможно, Латвия за транзит тоже что-то получает, но раньше тут был перевалочный пункт, переваливали уголь, «комбикорм». Но теперь эта железная дорога мне никакую цивилизацию не несет», — добавил Юрий.

Оценивая 25 лет независимости — и 10 лет официально без Абрене, мужчина сделал вывод: за это время местным жить стало только сложнее, особенно в отношении транспорта.

«В советское время, когда не было границы, было хорошо — садился в поезд и к девушкам на танцы мог поехать. Там ресторан, цивилизация. И сообщение было значительно лучше. На станции Пундури поезда останавливались, даже самый быстрый поезд из Берлина. Можно было в Резекне, в Карсаву попасть, а теперь отсюда очень трудно выехать», — добавил Юрий.

«Это витебская земля — не латвийская, не российская, но белорусская земля», — рассказала Мария, мама Юрия.

Она также уверена, что передача Абрене соседу, возможно, не была политически правильным решением, однако местные жители еще до войны эту территорию считали российской землей. Пенсионерка не скрывает — когда-то крепкая связь с родней в России теперь почти прервалась.

«Теперь у меня все уже там умерли, там — в Пыталово, во Пскове еще осталась двоюродная сестра, но теперь на двух костылях далеко никуда не уедешь», — добавила она.

В данный момент самый маленький латвийский край — Балтинавский — находится близ границы, однако еще до Второй мировой войны граница с Россией была на 30 км дальше, чем сегодня: за рекой Кукова была Гаурская волость, которая также некогда была латвийского территорией. Однако с войны эти места фактически были русскими землями — что страны десять лет назад закрепили юридически.

Лидия Силиня, председатель Балтинавской краевой думы, показывая на карте 22 км границы с Россией, сетует — в данный момент в приграничной зоне только две семьи. Жителей стало меньше и на этой территории, и во всем крае.

Существенной потерей она считает не только отданные 2% земель, но важную для жителей приграничной территории железнодорожную станцию.

«Пундурский поезд, который раньше был латвийским, больше всего связывал с Абрене. По этой железной дороге люди ездили в Ленинград. В том числе и мои прабабушка и прадедушка. Это было одним из источников дохода. Рассказывали, что отвезешь 2-3 мешка яблок или картошки в Россию, вернешься вечером с деньгами — и на эти деньги можно месяц жить», — рассказала Силиня.

На пыталовский рынок везли и пищевые продукты, и свиней. Российские болота и леса привлекали ягодами и грибами.

Глава края, говоря о Пыталово, произносит «наше Абрене», но признает — в большой политике, возможно, иногда приходится чем-то жертвовать.

«Я в прошлом году ездила в Пыталово. Тяжелое зрелище. Поля не обработаны, земля стоит заросшей. В самой первой деревне приграничья реальных жителей будто и нет. Такое чувство запустения. У нас как минимум земля обработана, как минимум земля в нашей волости не заросла», — добавила Силиня.

Имант Слишканс, географ местной средней школы, не скрывает: тех, кто помнит Балтинаву еще в составе Абренского округа, осталось совсем немного.

«Это историческая память, потому что мы, Балтинавский край, часть бывшего Абренского округа. В свое время на гербе города Абрене были подковы — и на гербе нашего края три подковы. У них разное значение, но одно из них — помнить, что мы — часть бывшего Абренского округа», — пояснил педагог.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное