В Лиепайской региональной больнице ежегодно рождается около тысячи малышей, в прошлом году их было 977. Как отметила руководитель родильного отделения Лиепайской региональной больницы Инга Вевере, у отделения – второй уровень, это значит, что сюда привозят все сложные случаи со всего региона.
«Со всей Курземе к нам везут преждевременные роды, беременных высокой группы риска. Ведь мы региональная больница, у нас есть мультидисциплинарная команда врачей разных специальностей, которых можно привлечь в таких случаях. Потому к нам таких пациентов и везут», — пояснила она.
В Северокурземской больнице в прошлом году родилось 499 малышей, почти на тридцать меньше, чем годом ранее. Как пояснила старшая акушерка родильного отделения Байба Минценберга, тому есть веская причина – с октября идет большой ремонт в родильных залах, потому часть женщин, опасаясь, что будет шумно или пыльно, предпочла рожать в других больницах.
«В феврале после ремонта у нас откроются новые родильные залы, они будут просторнее и красивее, — пообещала собеседница Латвийского радио 4. — Беременные наверняка будут чувствовать себя в них лучше. Также у нас делаются туалеты и души для людей с особыми нуждами, так что женщины с проблемами со здоровьем смогут без проблем у нас рожать».
В Кулдигской больнице в 2021 году на свет появились 565 малышей, на 65 больше, чем в предыдущем году, когда по техническим причинам на некоторое время пришлось закрыть родильное отделение. К тому же, как отметила руководитель родильного отделения Ивета Балиня, Кулдига находится в центре Курземе, это тоже сказывается.
«Между Кулдигой и Ригой практически нет других родильных отделений. Вентспилс, Лиепая – они же находятся на границе Латвии. Ну и плюс больница Кулдиги меньше, чем в Вентспилсе и Лиепае, может быть, и это немного привлекает — такой индивидуальный подход. Хотя все стараются хорошо работать. Приезжают из Салдуса, Талси и краев. Приезжают даже из Риги, Тукумса, Гробини, Вайноде, Калвене. Некоторые женщины приезжают из Лиепаи и Вентспилса», — рассказала И. Балиня.
В Вентспилсе тоже рожают женщины не только из местного самоуправления и ближайших краев, приезжают из Кулдиги, Лиепаи, бывают клиентки из Риги, Юрмалы, Валмиеры… И в Лиепае та же картина: едут со всей Латвии, даже из Даугавпилса и Резекне. Женщины сами выбирают, где им комфортнее рожать, кто-то даже из-за границы приезжает. Главное, чтобы все прошло благополучно.
Сейчас головной боли медикам добавила пандемия – есть общелатвийские протоколы, как работать и принимать роды в таких условиях, в каждом лечебном учреждении дополнительно свои правила.
«У нас в родильном отделении выделен отдельный родзал и послеродовая палата. Всего за это время было 5-6 случаев родов у женщин с коронавирусом», — говорит Б Минценберга.
Но сначала — несколько тестов на Covid-19. Ивета Балиня пояснила, что всем роженицам — вакцинированным или нет — делается быстрый тест, а потом — ПЦР, результаты которого приходят через 6-8 часов.
«В принципе, если скрининг-тест отрицательный, все равно мы надеваем маски. Если положительный или есть какая-то клиника, и мы еще не знаем, что это, [...] одеваемся так, будто женщина ковид-позитивная», — сообщила Ивета Балиня.
Специальная палата для ковид-пациентов в родильном отделении Кулдигской больницы тоже есть. В Лиепайской региональной больнице рожениц с ковидом было больше, чем в других больницах Курземе: как пояснила Инга Вевере, во время летнего затишья это лечебное учреждение было единственным в регионе, где принимали ковид-пациентов.
«У нас было достаточно много беременных и рожениц больных ковидом. Были и позитивные – не больные, но ковид-позитивные. В Лиепайскую больницу поступали очень маленькие детки, в возрасте не только годика-двух, но даже месяца, тоже больные ковидом. Но сразу после родов у ковид-позитивных мам ни один новорожденный не был ковид-позитивным», — отметила Инга Вевере.
Мужья по-прежнему могут присутствовать на родах. Как отметила Инга Вевере, Ассоциация гинекологов Латвии рекомендовала не допускать присутствия на родах людей без сертификатов. И, конечно, нужны тесты и обязательно маски.