В Курземе продолжают сжигать старник

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет и 6 месяцев назад

Сжигание прошлогодней травы — недобрая латвийская традиция. Стоит выглянуть солнцу, как старник начинает полыхать. В Лиепае и Курземе поджогов стало чуть меньше, но старник всё равно горит постоянно. Пожарные очень надеются, что длинные пасхальные выходные не станут очередным пиком поджогов, сообщает передача «Домская площадь» Латвийского радио-4.

В этом году первый в Латвии поджог прошлогодней травы зафиксирован 11 марта в Лиепае. Примерно на месяц позже, чем в прошлом году. За прошлый год по всей Латвии старник полыхал почти 2300 раз, в 2016 – 2730 раз. 

«Число возгораний сухой травы уменьшается из года в год. Может быть, в Лиепае оно не уменьшается, а даже увеличивается, но в целом по стране и Курземе мы пока что идем с динамикой в сторону уменьшения», — говорит заместитель командира бригады Курземского региона Государственной пожарно-спасательной службы Станислав Лисовенко.

По его словам, многолетняя просветительская работа с населением приносит какие-то результаты. Однако он отмечает, что в прошлом году была влажная весна, что могло повлиять на сокращение пожаров. «В Курземе прошлогоднюю траву в 2017 году жгли на 9% меньше по сравнению с 2016-м. Но в Лиепае, к сожалению, на 11% больше.

Всего же в Курземе в прошлом году старник горел 347 раз, в Лиепае — 90 раз. Командир Лиепайского 1-го отделения Курземской региональной бригады ГПСС Роман Андрияускас рассказал, кто поджигает сухую траву.

«Маленькие, локальные, отдельные пожары, которые связаны с горением сухой травы, связаны со школьниками. Однако крупные, когда горят поля и другие большие площади, то это обычно люди зачищают, убирают, жгут уже собранную траву или какие-то ветки, то, что накопилось у них на территории. И вот в таких масштабах с этим справляться уже сложней».

Полиция самоуправления Лиепаи постоянно информирует население о необходимости содержать в порядке свою территорию. Сперва их предупреждают, а если владелец не реагирует, то составляют протоколы и штрафуют.

Представитель полиции самоуправления Лиепаи Каспар Варпиньш сообщил, что прошлым летом было составлено 35 протоколов за нескошенную траву, которая и становится старником.

Поймать поджигателей удается крайне редко. В прошлом году лиепайские муниципалы успели остановить женщину семидесяти лет. «Она делала это недалеко от своей территории, наверное, хотела как-то привести в порядок. Мы оказались на месте рано, констатировали проблему. Не успело еще хорошо разгореться, так что не пришлось даже пожарных вызывать», — рассказывает Варпиньш.

Штраф для физических лиц за неухоженную территорию — от 140 до 700 евро, за поджог старника — от 280-ти до 700. Для юридических персон штрафы намного выше. В обществе до сих пор бытует множество мифов о сжигании прошлогодней травы. Например, будто можно контролировать горение старника. Однако это далеко не так. Стоит, например, ветру поменять направление и заполыхает вся округа. Еще говорят, что сжигание старника не наносит вреда природе, более того, уничтожает клещей. Андрияускас говорит, что это ерунда.

«Однозначно вред наносит, потому что выживают только сильнейшие. После пожара остается только та растительность, которая не позволяет расти ничему другому. В связи с этим эта растительность может стать довольно скудной. Клещи просыпаются позже, а сжигают раньше. Соответственно, они все равно выживают».

Сторонники сжигания старника утверждают, что это старинная традиция. Это — тоже миф, утверждает Станислав Лисовенко.

«Историки говорят, что на территории Латвии такой традиции не было. Эта традиция — завезенная. Традиция, которая возникла, когда Советский союз объединился в 15 республик и появились, судя по всему, представители других наций здесь».

Последствия поджогов старника могут быть страшными. Андриясукас рассказал о давнем пожаре в Талсинском крае.

«У нас был случай, когда горело поле, огонь перекинулся на маленькие елки. Рядом жил дедушка, бывший лесник, очень его заботили эти ёлочки, которые могут погибнуть. И он, еле передвигаясь, как мог, сколько мог, забивал этот огонь, но не смог сберечь себя и погиб».

«В прошлом году в 43 случаях от пожаров прошлогодней сухой травы произошло горение зданий, автомобилей или пострадали люди. То есть эти случаи нередки», — подчеркивает Лисовенко.

А прошлогодняя трава всё горит. Во вторник в Курземе пожарные выезжали на тушение старника четыре раза, в среду – шесть раз, рижские сотрудники ГПСС в среду боролись с огнем на лугах Спилве, где выгорело 40 гектаров. Прогноз погоды на выходные — дождь и снег — пожарных радует, ведь это значит, что жечь будут меньше.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное