Жительница Краславы Жанна Большакова прожила в доме на улице Райня, 4 около 20 лет. У неё была двухкомнатная квартира, арендуемая у самоуправления. Женщина легче переживает снос, так как город выделил ей квартиру в другом доме — также две комнаты.
«Переселяться надо, что делать, если такая ситуация. Мы жили спокойно. Мы ничего не знали, о нас есть кому заботиться. Получили письменное уведомление, потом позвонили по телефону и предупредили, что такая ситуация, подробно объяснили. Конечно, если дом в аварийном состоянии, то надо переселяться», — отметила она.
Большакова успела пообщаться с несколькими бывшими соседями. Тяжелее, по её мнению, снос переживали те, кто лишился своей собственности.
«Может, и тяжелее, потому что я не вникала, так как все эти заботы — переезд. Я знаю, что квартиры предоставили всем. С пониманием отнеслись к тем, у кого были приватизированы квартиры. Там у них своё сотрудничество было. Никто без квартиры не остался», — добавила она.
Дом построили в 60-х годах, первые проблемы появились в 90-х. По стенам пошли трещины. Установили стяжки, но через 10 лет стены продолжили трескаться — и решили здание сносить. Заместитель председателя Краславской краевой думы Виктор Моисей рассказал о процессе, который завершился сносом:
«Заключение показало, что дешевле построить новое здание такого типа, чем отремонтировать существующее. Всё объяснили жителям квартир, что ситуация такова. Люди разные — эмоции и прочее. Много людей преклонного возраста, которые там проживали с начала постройки. Психоэмоциональный фактор постоянно присутствовал».
Около половины квартир принадлежали жильцам. Всем им самоуправление выделило квартиры, хотя юридически дума могла этого не делать, добавил Моисей:
«Чисто по-человечески для нас это было неприемлемо, так как люди стали заложниками ситуации. Чтобы этот вопрос не тормозить, чтобы его можно было решить, нам надо было перенять в собственность весь дом. Были случаи, когда мы выкупали эти квартиры. Были случаи, когда люди в итоге переехали в другие города».
Сносит здание компания Demontāža.lv. Вигант — за рулем одной из машин, которая задействована в сносе дома.
«Здание своё отслужило. Фундамент уходит под землю, стены трескаются. Оно в любой момент могло рухнуть. Как только людей выселили, начали сносить».
Дом на улице Райня, 4 пока единственный, снесенный в Краславе. Вероятно, по результатам экспертиз ещё два ждет схожая участь.