В митинге участвовали председатель Даугавпилсской городской думы Андрей Элксниньш, депутаты самоуправления, представители клуба политрепрессированных во главе с председателем Геновефой Кечиной, активисты национально-культурных обществ, земессарги.
В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения мэра Даугавпилса, последнего министра благосостояния довоенной Латвии Яниса Волонтса (1882 – 1943). Его арестовали 14 июня 1941 года в Риге вместе с дочками и племянницей. Советская власть требовала смертной казни, но потом казнь заменили десятью годами заключения. Однако в лагерях Волонтс прожил недолго – умер 16 марта 1943 года, его могила неизвестна.
Вспомнили на траурном митинге и другого даугавпилсского градоначальника Андрея Швиркстса (1897 – 1955), родившегося 125 лет назад. Он тоже был арестован 14 июня 1941 года. Сотрудники Даугавпилсского краеведческого и художественного музея зачитали у памятного камня фрагменты воспоминаний дочери Швиркстса Лигии: «Мы плакали, дрожали, как листья, прилипшие к еще живому дереву, отец же в полном спокойствии прочел «Отче наш» и благословил нас крестным знамением. Потом он, окруженный чекистами, положил в телегу рюкзак и маленький чемоданчик и вдруг неожиданно подошел к цветущей в саду сирени, сорвал красивую ветку и помахал нам… Мы запомнили его таким – спокойным, статным, идущим по аллее своего сада с синим цветком в руках».
А. Швиркстс умер в октябре 1955 года в Горьковской области. На его могиле дочери посадили привезенный из Латвии куст сирени.
В мае-июне 1941 года волна депортаций, осуществлявшихся в административном порядке, без суда и следствия, прошла по всем «новым» советским территориям — Молдавии, Западным Украине и Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. В общей сложности было репрессировано не менее 250 тысяч человек, в числе которых были не только люди, объявленные НКВД «антисоветским» (например, политические и общественные деятели независимых стран Балтии) или «асоциальным» элементом (бывшие уголовники и проститутки), но и члены их семей, в том числе дети. Из Латвии в ходе «спецоперации», проведенной 14 июня, в отдаленные районы СССР и лагеря было вывезено свыше 15 тысяч человек. В пути, местах заключения и расселения погибли около трети репрессированных.
По данным российского правозащитного общества «Мемориал», члены семей направлялись на поселение сроком 20 лет в Казахскую ССР, Коми АССР, Алтайский и Красноярский края, Кировскую, Омскую и Новосибирскую области в качестве ссыльнопоселенцев, тогда как главы семей — в лагеря военнопленных НКВД СССР. Объявленные уголовниками сразу поступали в лесные «трудовые» лагеря системы ГУЛАГ. Общим для всех категорий высылаемых являлось то, что к моменту депортации никто из них не был даже формально осужден.
По данным «Мемориала», исследователи которого работали в первую очередь с российскими архивами, из Латвии было отправлено в общей сложности 19 эшелонов, причем первый из них — еще 13 июня со станции Даугавпилс, а последний — 21 июня. Общее число высланных в этих составах, указывает «Мемориал», составляет 16 924 человека, что превышает официальные латвийские данные. Однако, поскольку эшелоны переформировывались в пути, часть депортируемых могла оказаться приписанной к нескольким составам.