Смена адресов в Латвии: пожарным — радость, местные жители — обескуражены

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Вместо звучных названий индивидуальных домохозяйств в поселках и хуторов — Гундегас, Мадарас или Пакалны — теперь фигурируют улицы Дикю, Кажоку и еще какие-то. Многие родовые гнезда носили свои привычные названия долгие десятилетия, поэтому теперь смена адресов вызывает у их владельцев горечь, обиду и непонимание, сообщает корреспондент Latvijas radio в Видземе Гунта Матисоне.

Упорядочение адресной системы в Латвии проводится уже не первый год — новые правила действуют с 2002 года. Так что это не новость, говорит замруководителя отдела адресного регистра Земельной службы Наталия Авотиня.

Правила гласят, что адрес в городах и частях населенных пунктов, где имеются улицы, должен содержать название улицы и номер дома. В поселках не всегда имеются улицы – пока улица не проведена, домовладение может носить прежнее имя, пояснила Авотиня. Унификация нужна, чтобы все одинаково понимали, как присваивают адреса и как пользоваться системой — чтобы между самоуправлениями не было разницы в подходе.

Неупорядоченность адресов мешает работать оперативным службам. Как признал командир Видземской региональной бригады Государственной пожарно-спасательной службы Янис Скрастиньш, в его практике бывало, что неточный адрес или одинаковые названия хуторов в двух соседних краях становились причиной того, что спасатели не успевали к месту происшествия вовремя.

Одинаковые или очень похожие названия путают и местных жителей. А в случае пожара, например, промедление может оказаться и вовсе критичным.

Корреспондент Latvijas Radio отправилась в гости в поселок Гикши Аматского края. В этом населенном пункте не так давно появилась улица Кажоку. Домов тут мало, но на приусадебных участках вовсю идет работа. Одна из местных жительниц Анита рассказала, что свое название новая улица получила по имени хутора в самом ее конце. Анита не скрывает, что поначалу трудно было принять перемены. Хватало и недоразумений — почтальон намучился разбираться с адресами на конвертах: один отправитель пишет прежнее название дома, другой — новый адрес, с улицей и номером. 

А вот Анна Вейспале возмущена и категорически отстаивает историческое название своего дома – Пакалны, хоть теперь это и дом номер 12 на улице Цесу. Анна пенсионерка, ей выдан в 1993 году т.н. бессрочный паспорт (менять который в течение оставшейся жизни человека закон уже не требует). И там местом жительства указаны Пакални. Не менять же теперь паспорт, говорит Анна. Она недоумевает:

там, где плотно рядом стоят «ливанские» домики, пусть будет улица, но зачем придумывать улицу для одиночно расположенных по соседству индивидуальных домов?

Да и сотрудники «скорой» то и дело заворачивают в Аннин двор — спрашивают, где дом на Цесу, 14.   

Председатель Аматской краевой думы Элита Эглите подчеркивает, что новые правила, конечно, нужно соблюдать, но признаёт: при этом возникают ситуации, для людей совершенно необъяснимые. И это не только эмоциональное восприятие смены исторического названия. 

«Был у нас случай, когда люди жили себе уже с порядковыми номерами домов на улице Лиепу: 1, 2, 3, 4. Теперь потребовали поменять на 2, 4 и так далее, хотя на противоположной стороне дороги нет застройки вообще», - говорит Эглите.  

Улица Лиепу действительно застроена лишь по одной стороне. По второй и невозможно: там лишь узкая полоска земли, а за нею асфальтированное шоссе. Живущая в бывшем доме номер 1, а теперь номер 2 Айя Авена решительно не понимает, зачем было менять номера зданий.  

«Тут в Гикши у всех домов свои названия были, и такие все красивые! Друвас, Берзи, Гундегас. Теперь улицы, я их все даже не знаю. Кажоку какая-то... Да по-старому все зовут! И оперативные службы по старым названиям находят, у них же карты сохранились. И приезжают точно по прежнему адресу».  

Айя рассказала, что не все учреждения еще поменяли систему: вот она животноводством занимается, и ей пишут письма то на Лиепу, 1, то на Лиепу, 2.

Представитель Земельной службы Наталия Авотиня поясняет: таков закон – даже если противоположная сторона улицы не застроена, по одной стороне все номера домов должны быть либо четными, либо нечетными.

Глава Аматской краевой думы г-жа Эглите скептически оценивает то, насколько оперативно новую адресную систему приспосабливают различные поставщики услуг. Например, в Latvijas pasts до сих пор могут фигурировать старые названия домовладений. «Я своей посажёной матери собралась открытку послать на Рождество, и не пойму: она живет в Видрозес или на улице Цеплю с номером дома. На почте посмотрела – а она в Видрозес! А в решение (о предоставлении нового адреса) смотрю – а у нее адресом числится Цеплю. Живет же она во все том же доме».  

Эглите подчеркнула: речь о малонаселенных сельских территориях, где в границах поселка могут быть и распаханные поля, а дома отстоят друг от друга далеко. «Это не классический предмет закона об адресации, не городского типа застройка. И жителям такое трудно объяснить».

Командир пожарных-спасателей Янис Скрастиньш, однако, подчеркивает: самоуправления должны обязательно разъяснять новую адресную систему населению, особенно людям старшего возраста. Потому что нередко жители регионов продолжают пользоваться старыми названиями. И в кризисной ситуации, когда нужно назвать адрес оперативной службе, адрес называют прежний.

«Я думаю, определенно в самоуправлениях требуются какие-то кампании. Нехорошо, если только один житель знает, что теперь хутор Розитес – это улица Рожу, 18. Очень важно, чтобы и кто-то другое из соседей знал это, и чтобы, звоня нам, люди сообщали, что это Рожу, 18.

У нас бывали ситуации, когда человек звонит из своего дома, где он прожил всю свою жизнь — и он в таком стрессе, что не может назвать адрес, так он разволновался. Что уж тут говорить, если адрес сменился недавно?»

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное