— Кажется, голубей стало меньше, бакланов, чаек — вот таких стало больше. Ворон тоже много стало. С утра с ребенком ехали в садик, Тёма говорит: «Мама, я не понимаю, что у них происходит!» А у них одна буханочка хлеба, и они ее на троих делят. С таким криком! Непонятно — то ли от удовольствия, то ли котов отпугивают. Очень интересно было наблюдать.
— Разные птички у нас, раньше были воробьи да голуби, а сейчас разные красивые птички, разноцветные. Чайки, вороны — этих много. Вообще-то это опасно, они могут тоже клюнуть, они огромные, не чайки — бакланы! Когда на море загораешь, вороны ходят вокруг, и все равно ведь подойдут к этому кульку, залезут туда и вынут что-нибудь!
— Воробушков давно не видела.
— А голубей?
— Тоже мало. Даже если их попытаться покормить, то — одни чайки.
Орнитолог Карлис Миллерс подтвердил, что изменения в птичьей популяции городов есть, представителей одних видов становится больше, других — меньше.
«Причины могут быть разные, начиная от болезней и заканчивая хищниками — и другими причинами, например, пищей. Если мы говорим о голубях, одна из причин — болезни, потому что они на чердаках ночуют в тесноте все, и тогда болезни очень хорошо распространяются.
Иногда бывает, когда заходишь на чердак какой-нибудь многоэтажки, там валяются десятки мертвых голубей. И ястреб охотится на них. В зависимости от числа голубей — если их больше становится, то и хищников больше становится. Съедают свою «норму» — голуби пропадают, и хищники пропадают. Так что это все время как волна идет», — пояснил он.
Еще одна причина, почему голубей становится меньше — горожане утепляют дома, на привычные для гнездования чердаки и мансарды птицам и не попасть. Но тем, кто сетует на отсутствие голубей в Лиепае, надо прогуляться на Центральный рынок — их тут множество, они гуляют среди прилавков, некоторые продавцы и сами их подкармливают. Рядом неспешно прохаживаются чайки.
«Чайки уже достаточно давно начали гнездиться в городе, на крышах домов. Люди не всегда всё это замечают.
Этих птиц начинают замечать в тот момент, когда появляются молодые, которые падают на улицу, птенцы, которые еще не умеют летать. Вороны тоже начали гнездиться в городе чаще, чем в окрестностях. Легче достать пищу, и это главная причина, почему они тут появились», — пояснил орнитолог.
Конечно, вытащить что-то съедобное из плохо закрытого мусорного контейнера или утащить еду, оставленную людьми возле кошачьего домика или собачьей будки — гораздо проще, чем самим искать пропитание. Вороны и чайки также перехватывают у голубей их кормовую базу. Вороны вообще птицы всеядные и, в отличие от голубей, умнейшие.
Карлис Миллерс считает ворон самыми умными птицами Латвии, и не скрывает своей к ним симпатии: говорит, что наблюдать за ними — интереснейшее занятие, и неважно, добывают ли вороны еду — или просто развлекаются.
— Иногда бывает — две начали драку, весь округ прилетел, смотрят там, сочувствуют.
— Разве что не аплодируют!
— Ну, да, ну, вот нет просто возможности — они клювом это делают: «Кра, кра, кра!», такой шум идет, как на боксерском матче!
К слову, игры и развлечения ворон — тоже признак незаурядного ума. Наверняка многие видели, как вороны играют с кошками: одна скачет перед мордой, другая дергает за хвост, в общем, хулиганы, а не птицы.
Если говорить о других привычных для города птицах, то воробьев, по мнению орнитолога, стало меньше — причинами могу быть и кошки, и болезни. Так каких птиц сейчас чаще всего видят горожане?
«Чайка, голубь, ворона, грачи тоже — это породы, которых люди более-менее опознают на улицах. Есть и другие, те же самые синицы, скворцы»,
— указал Миллерс.
Он подчеркнул: изменение численности и видового состава птиц в городе — последствия постоянной эволюции, птицы приспосабливаются к меняющимся условиям, которые создают люди. А значит, какие виды будут жить в городах — по большому счету зависит от нас, жителей.