Лузнавская усадьба: пять лет «спокойствия, трудов и вдохновенья»

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Ровно пять лет назад, 25 апреля 2015 года, после длительной реновации перед посетителями распахнула двери Лузнавская усадьба, расположенная в Резекненском крае. Юбилей собирались разнообразно отмечать, в том числе и очередным концертом известного литовского пианиста Рокаса Зубоваса, правнука Чюрлёниса, но по понятным причинам всё отложено. При этом встретиться с вашим корреспондентом и фотографом Илоной Кравченок любезные хозяйки усадьбы не отказались.

Немного истории

Из Даугавпилса до Лузнавы около часа езды, дорога приличная, да и погода на сей раз благоволила — чудесный весенний день.

Как утверждают краеведы, первые сведения об этой усадьбе датируются 1870-ми годами. Имение принадлежало польским помещикам братьям Юлию и Петру Длужневским. В конце XIX века его купил генерал Станислав Кербедз (1810-1899), инженер польско-литовского происхождения, специалист по строительству железнодорожных мостов. Заплатил он огромную по тем временам сумму — 80 тысяч рублей. Говорят, не торговался — так пленила его латгальская природа, хотя сам в Латгалии проводил немного времени, по долгу службы часто находился в Санкт-Петербурге, а после выхода на пенсию поселился в Варшаве. Генерал построил немало мостов, в их числе и железнодорожный мост через Западную Двину (Даугаву) в Динабурге (Даугавпилсе).

Сохранившийся же до наших дней и ныне отреставрированный краснокирпичный дом, образец югендстиля, начала строить в 1905 году одна из дочерей С. Кербедза — Евгения — уже после смерти отца. Строительные работы завершились в 1911 году, и дом, окруженный превосходным парком с прудами, в течение нескольких лет был значимым культурным центром Латгалии, летней резиденцией музыкантов, литераторов, художников. Евгения Кербедз любила искусство и была меценаткой.

Однако идиллия длилась недолго: началась Первая мировая война, хозяева имения уехали в Италию. В усадьбе размещался вначале штаб российской императорской армии, затем — уже Красной армии. В годы первой Латвийской Республики в Лузнавском поместье работала единственная в Латгалии школа для глухонемых. Вторая мировая снова привела в усадьбу военных: здесь поочередно находились штабы нацистской и советской армий. В 1946 году в Лузнавском поместье начал работу Малтский совхоз-техникум, его в 1993 году сменила администрация Лузнавской волости, чуть позже — Лузнавская основная школа и библиотека.

С 2011 по 2014 год в усадьбе проходила масштабная реконструкция, которой очень профессионально и ответственно руководила архитектор Инара Цауните; в апреле 2015 года старинный дом начал работу, с осени 2015-го здесь устраивают выставки, творческие мастерские, семинары, камерные концерты и т. д; доступны художественные резиденции. Искусство и дух творчества вернулись в поместье.

Прекрасное настоящее

Нас встречают управляющая Лузнавской усадьбой Ивета Балчуне и руководитель проектов Инга Жиргуле. Извиняются, что не могут предложить чай-кофе, так как на несколько часов отключено электричество, угощают конфетами с логотипом поместья (в нем акцентировано слово МУЗА), и после уже привычного ритуала дезинфекции рук мы начинаем беседу, плавно переходящую в экскурсию.

«Мы открылись пять лет назад, реконструкция была грандиозной, и тут надо отметить особые заслуги архитектора Инары Цауните, — рассказывают Ивета и Инга. — Здесь очень гармонично взаимодействуют оригинальные части (аутентичного материала осталось много) с реконструированными. Тонкая работа! Наши обои, которыми мы особо гордимся, они у нас на сувенирах и визитках присутствуют, не из местных магазинов стройматериалов, а с фабрики старинных обоев из Швеции.

Так вот.

Открылись мы в 2015 году: здание прекрасное, но совершенно пустое.

Стали постепенно наполнять его, создавать интерьер и современный, и в стиле начала ХХ века. Сразу была четкая концепция — не музей, в который люди один раз пришли, всё осмотрели и ушли, а центр искусств, рассчитанный на многократные посещения. И даже не только центр искусств, но и туризма, развития среды, предпринимательства, в том числе и социального. Нам мало быть красивым домом, в нашей стратегии, разработанной вплоть до 2028 года, прописано стать центром развития Лузнавской волости и всего Резекненского края.

Нас неизменно поддерживают — Резекненская краевая дума, важно и сотрудничество с посольствами разных стран, они всегда рады здесь знакомить со своими культурами, с различными фондами и, что очень важно, предпринимателями. У нас вначале не было достаточно мест для ночлега рядом с поместьем, теперь же в парке местный предприниматель построил на месте кирпичной советской бани гостевой дом.

Мы отреставрировали большой сарай, где раньше хранились дрова, теперь это такой культурный сарай, вмещающий 200 человек.

У нас в нем проходят всякие театральные, танцевальные и музыкальные мероприятия и творческие эксперименты, и мы уже иногда чувствуем, что он мал… В рамках проекта приграничного сотрудничества началась реставрация кузницы, в планах — теплица с экзотическими растениями, хотим привлечь предпринимателей к созданию кафе, так что многое еще впереди».

Тут дамы прерывают разговор и предлагают познакомиться с сухими цифрами статистики, которые иногда ярче самых эмоциональных рассказов. Итак, за пять лет Лузнавскую усадьбу посетило 70 656 человек из 42 стран, дом и окрестности приняли 568 экскурсионных групп. Зафиксировано 660 событий, из них 233 — концерты, творческие встречи, дискуссии и т. д; 84 — выставки, 65 — обучающие семинары, 192 — свадьбы (в таком месте просто грех не сыграть свадьбу — Л. В.) и др. Поместье в Лузнаве получило латгальский «Оскар» — награду Boņuks  в 2015 году в номинации «Событие года», в 2019-м номинировались на Boņuks с балтийским джазовым фестивалем Škiuņa džezs (буквально — «Джаз в сарае»); есть и другие награды и благодарности, например, от Государственной инспекции по охране памятников культуры.

В усадьбе уже сложился определенный цикл мероприятий. В апреле — участие в Днях латгальских гончаров и собственные Дни Чюрлёниса. По некоторым сведениям, литовский гений в Лузнаве бывал, а если и нет, то его правнук Зубовас здесь точно играл, он же, по словам И. Балчуне, так на прадеда похож, что «прямо чистая реинкарнация». А молодые латвийские музыканты исполняли произведения Чюрлёниса в джазовых аранжировках, и это было круто.

Вообще синтез классики и современности — одна из «фишек» культурной политики Лузнавской усадьбы, и здесь она вполне в тренде.

Поместье участвует в Ночи церквей: при усадьбе есть капелла, в которой, кроме месс и церемоний бракосочетания, проходят концерты и дискуссии с участием представителей разных христианских конфессий.

Одна из самых ярких традиций Лузнавской усадьбы — летние художественные пикники. Именно «пикники», но это праздник не для желудка, а в первую очередь для ума и души. Этакий пир духа: много музыкантов, художников, танцоров; специальная программа для детей; мастер-классы и творческие мастерские, в том числе и кулинарные. Важно не просто поесть, а чему-нибудь научиться, погрузиться в местную или чужую культуру, отведав что-нибудь новое и необычное. «У нас тут как-то марокканец зажигал — готовил и так интересно рассказывал», — вспоминает Ивета.

О «Джазе в сарае» мы уже упоминали, есть еще и фестиваль кадрили: в Лузнавской усадьбе создана своя танцевальная группа, недавно коллектив, благодаря проектному финансированию, обзавелся костюмами дизайнерской работы, строго выдержан стиль начала прошлого века. Ивета и Инга кадриль тоже танцуют и охотно позируют для снимка рядом со своими нарядами.

Ну, и завершают лузнавский цикл участие осенью в Днях европейского культурного наследия и декабрьские концерты старинной музыки накануне Рождества.

И. Балчуне и И. Жиргуле подчеркивают: «У нас нет в работе глухого межсезонья, круглый год в усадьбе проходят мероприятия и камерные концерты в Красном зале».

Ивета делает паузу, внимательно на нас смотрит и говорит: «Я так могу часа четыре рассказывать. Может, вы прогуляться хотите?»

Хотим. Благодарим и отправляемся в залитый солнцем парк.

Мадонна, привидения и легенды старого парка

Старинный парк, как и полагается, окутан легендами. Но начнем не с них, а со статуи мадонны. По одной из версий, ее автор — неизвестный итальянский скульптор. Установили статую на том месте, где генерал Кербедз планировал построить церковь. Планы не были реализованы, к статуе же много лет ходили местные жители, чтобы помолиться.

В 50-е годы прошлого века, когда господствовал повальный атеизм, власти сняли статую с пьедестала и сбросили в ближайший пруд. Естественно, об этом диком поступке не забыли: во времена Атмоды Деву Марию извлекли из воды и отреставрировали,

а 14 июня 1991 года статую установили на историческом месте и освятили. Существует также вторая версия, по которой автором статуи является польский скульптор Юлия Стабровская. Ю. Стабровская вместе с мужем — известным польским художником Казимиром Стабровским — работала в Лузнавском поместье с 1906 года.

Легенда сопровождает многоствольную липу, растущую в парке. Сначала у дерева была 21 развилина, из которых осталось 12. История такова. В те времена, когда сюда в начале ХХ века съезжались художники, они попросили позировать им местную красавицу. Как водится, один из живописцев разбил сердце девушке. Осенью он уехал, а девушка стала ждать возлюбленного и посадила на лугу желтые тюльпаны — символ печали. Но

прошла весна, за ней следующая, художник не вернулся, и на лугу, покрытом тюльпанами, выросла липа с 21 стволом как свидетельство чувств 21-летней девушки.

Если хотите настоящей и крепкой любви, заберитесь меж стволов этой липы, и будет вам счастье…

Согласно другой легенде, хозяйка, покидая усадьбу в начале Первой мировой войны, думала о возвращении и спрятала в одном из прудов деньги и драгоценности. Если ночью внимательно наблюдать за водой, то можно разглядеть мерцающее отражение света — это дают о себе знать спрятанные богатства.

Ну и разве может большой и старый дом обходиться без привидений? Вопрос риторический.

Рассказывают, что в Лузнавской усадьбе живет Добрая Дама, ее шаги иногда слышны по вечерам. Может быть, это бывшая госпожа Евгения просто прогуливается и проверяет, все ли в порядке.

Возможно, благодаря ее невидимому присутствию, усадьба пережила войны и смены властей и возродилась для новой интересной жизни.

Наконец, автору этих строк в книге Latvijas pērles (Spoku stāsti un teikas par Latvijas pilīm) попалась совсем свежая легенда, появившаяся в начале нынешнего века, когда в усадьбе находилась основная школа. Трое мальчишек невзлюбили строгую учительницу алгебры и решили напугать ее, зная, что она часто допоздна засиживается в школе, проверяя тетради. Но коварный замысел сорвался: учительница обернулась … привидением и превратила нерадивых учеников… тоже в привидения. Ребята всеми силами хотели вернуть себе человеческий облик, но законов колдовства не знали, поэтому окончательно превратились в… лягушек Лузнавского парка. По крайней мере алгебру им точно больше учить не пришлось. И вообще —не смейте обижать учителей!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное