«В 2016 году у нас было 1387 протоколов о курении, до 16 августа этого года — 569 протоколов. Но большая проблема — это несовершеннолетние, которые курят. В 2016 году было 687 протоколов, в этом году — 251 протокол»,
— указал он.
Каспар Варпиньш добавил, что проблема курящих несовершеннолетних острей в течение учебного года, значит, скоро подростков с сигаретами станет больше. Штраф за курение в неположенном месте — до 15 евро в зависимости от ситуации. Так, если протокол далеко не первый, то оштрафуют по максимуму. Есть ли польза от этих ограничений?
«Ну, конечно. Потому что эти законы не только затем, чтобы не курили в тех местах [запрещенных], но и чтобы уменьшить курение в целом.
Если, например, вы отдыхаете на пляже, и там надо идти в место курения, вы подумаете дважды — идти или нет. И если вы, например, курите каждые 10-20 минут, вы не будете ходить так часто в это специальное место»,
— пояснил он.
В Лиепае возле каждой детской площадки стоит щит с правилами и ограничениями. Среди запретов — и курение. Представитель муниципальной полиции полагает, что польза от запрета двойная — дети не дышат дымом, и меньше видят курящих, а значит, меньше соблазнов закурить самим. Встреченная на одной из детских площадок лиепайчанка с внуком подтвердила, что курильщики законопослушны.
— Да-да, соблюдают, то есть уходят с площадки и не курят, то есть знают, что полиция их здесь оштрафует. Соблюдают, конечно. Ну, правильно, дети есть дети, детская площадка — это детская площадка. Я вот только вижу, как на улицах курят, а в парке, вот гуляю с ребенком, никто не курит. Я не видела вообще курящих.
Запрещено курить также на балконах и лоджиях многоквартирных домов, если соседи против. Но — не будет же полиция врываться на частную территорию, чтобы оштрафовать курильщика?
«Иногда хорошо, что есть какое-то фото или видео, когда видно, кто курит. Это когда не мы на месте. Но, например, полицейский идет, он видит, что кто-то курит на балконе, но он не знает, что кто-то возражает. Тогда они просто проходят мимо. Потому что в законе написано, что нельзя курить на балконах, если кто-то возражает», — пояснил Варпиньш.
А как курильщики относятся к запретам?
— Ну, в принципе, нормально отношусь.
— А сами стараетесь правила соблюдать?
— Стараюсь, да.
— Когда эти запреты появились, вы стали курить меньше, или нет?
— Нет. Я привык, что много лет курю уже.
— Правильно, нельзя курить в общественных местах, однозначно. И даже на балконах лучше не курить. И то, что запрещено курить около зданий — это тоже правильно, потому что это общественные здания могут быть или жилые дома, а там открытые окна, это очень неприятно. Я думаю, что кто курит, тот продолжает курить. Запреты не действуют. Никогда, ни на что. Наоборот.
— Нормально отношусь.
— А вы сами эти запреты соблюдаете?
— Да. Курю дома, и вот 10 метров от работы, за углом. На улице я не курю.
— То есть вы считаете, что вот это ужесточение запретов и так далее — оно оправдано?
— Да, я, например, дым сама терпеть не могу. И когда я вот стою с ребенком, например, и кто-то вот дымит — мне не нравится это.
К слову, и некурящие, хоть и приветствуют ограничения на курение, не считают запреты особо действенными.
— Как некурящий человек — однозначно, я против. Раздражают соседи, которые курят рядом с домом, под окнами или на остановках. Особенно жалко маленьких детей, когда молодые мамы курят прямо рядом с колясками, или дети сидят рядом с ними. Всё равно курят, и потом — как будет действовать этот механизм? Не прилетит же сразу дрон и не оштрафует вытащившего сигарету человека, который стоит рядом с остановкой. Надо больше какой-то работы — со стороны государства, самоуправления, в детских садах уже, в школах, чтобы как-то развивать культуру не-курения в общественных местах. Потому что одними запретами этого не добиться.
Вскоре курильщиков ждет новый удар — после очередного повышения акциза сигареты станут дороже.