Жители Латгалии делятся друг с другом домашними заготовками и саженцами

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Остался мешок картошки, ящик морковки, а может, съели не все соленья за зиму? Тогда обратите внимание на проект межкраевого благотворительного фонда Центральной Латгалии, который в мае призывает поделиться оставшимися запасами с другими. Конечно, если не жалко, ведь для кого-то пачка семян или другие дары природы станут отличным подспорьем в хозяйстве, сообщает Латгальская студия Латвийского радио 4.

О проекте, который призывает делиться друг с другом, узнаем в беседе с Эвией Гургане.

- Эвия, проект, который стартовал в мае, о том, как одни люди могут помогать другим. С этого я бы и хотел начать разговор. Что это за проект, расскажите.

- Сначала надо сказать, что наш фонд – это благотворительная организация. Наше сообщество хочет, чтобы люди, которые здесь живут, помогали друг другу и были солидарными. Все наши действия направлены на то, чтобы привлекать пожертвования, помогать людям организовывать разные инициативы. У нас есть стипендии для учеников вузов и для учеников школ. Еще одно мероприятие – организация в мае пункта обмена сельских «доброт». Так мы это перевели на русский язык. На латышском языке это звучит как Lauku labumu brīvbode. Что это значит? Как вы знаете, в центре Латгалии территории заняты селами, и многие люди весной сажают поля и огороды, наводят порядок в погребах, делают ревизию того, что еще осталось, не съедено. И мы хотим, чтобы это не выбрасывалось, а чтобы люди делились и отдавали все эти сельские «доброты» тем людям, которым это нужно. Необязательно, чтобы люди, которые это получают, были бы малоимущими, нет. Это сограждане, которые хотят, например, что-то посеять, а семена остаются, и их можно отдать другим. Это не только обмен какими-то вещами, это укрепление связей между членами общества. Так мы заботимся друг о друге, узнаем, что среди нас есть разные люди – и те, у которых получше обстоятельства, и те, у кого они не очень хорошие. Если мы друг другу поможем в одном деле, мы можем надеяться, что можем помогать и в другом деле.

- Расскажите, какая отзывчивость людей? Вы задумали эту идею обмена продуктами, семенами, и как жители краев Латгалии отозвались, чтобы в этом участвовать?

- Эти пункты обмена разными домашними благами будут располагаться в пяти местах – городах Прейли и Ливаны и еще в сельском местности. Там нам помогают местные общества, у них есть свои помещения. И у них есть связи, они уже знают свою местную аудиторию. Например, в Айзкалне Прейльского края уже собирают у крестьян и друг друга морковь, лук, семена, саженцы. И есть те, кто звонит, спрашивает, например, будут ли тут у вас саженцы помидоров? И становятся «в очередь», просят позвонить, когда что-то будет. Здесь в городах, в Прейли и Ливаны, люди еще немного побаиваются. Не знают, как будут происходить этот обмен, потому что в городе люди более отзывчивы насчет обмена одежды или какими-то вещами. Но наши города небольшие, и в них много людей, у которых есть огороды. Мне кажется, этот процесс хорошо начнется. Если, может быть, не будет активности жителей в мае, то у нас эти пункты обмена будут работать и в сентябре, и в следующем году тоже в мае и сентябре, и так же в 2023 году. Я думаю, постепенно люди привыкнут, что и так можно делать, а не только продавать и покупать, но и отдавать, жертвовать, делиться хорошими вещами, советами, или, например, пойти к соседу дров наколоть, колодец почистить и т. д. Наша цель – не только менять свеклу на лук, но и укреплять местное общество, чтобы люди могли знать, что здесь по соседству живут хорошие люди, чтобы могли положиться друг на друга.

- Уточним: речь идет именно об обмене? Не так, что вот я пришел, набрал картошки и лука и довольный ушел? Я должен что-то в обмен принести? По принципу: ты мне, я – тебе?

- Нет. Если не хочешь менять или если нечего принести, можно что-то взять и идти. Координаторы, наши партнеры из обществ, будут мотивировать людей. Например, если кто-то возьмет семена весной, а осенью что-то вырастет из них, то, возможно, человек захочет этим поделиться с другими. Я думаю, что люди, в основном, хотят и делиться, и делать добрые дела. Но иногда они не знают, как это делать. Если у тебя много что есть, ты же не будешь ходить по Риге или по Прейли и кричать: «Люди, посмотрите, что у меня есть, что у меня осталось!» Даже осенью многие выставляют мешки или кульки с яблоками, так даже в Риге делали. Каждый желающий мог взять и кушать. Поэтому и здесь такой принцип – чтобы это не казалось чем-то таким неприличным.

- Мы можем сказать, что речь идет о результатах сельского труда, о продуктах, которые получили крестьяне – от семян до готовых фруктах и овощах, выращенных на полях Латгалии? А чем уже люди готовы поделиться? Уже есть какие-то примеры?

- Уже принесли саженцы цветов, капусты, паприки. В Айзкалне мы видели, что уже принесли морковь из погреба, потому что не скушали всю за зиму. Принесли также лук, чеснок, заготовки – маринованные помидоры и огурцы. Здесь, например, в городе, уже одна женщина принесла мед, а ее маленькая дочь делает из лаванды маленькие ароматные мешочки, она их принесла. Знаю, что кто-то собирается принести стеклянные банки, у кого-то их очень много, кто-то может, не занимается заготовками, а другим пригодятся.

- Прийти может каждый желающий, не обязательно, чтобы это был житель Ливан или Прейли, или из Латгальского региона? Может, случайно человек мимо проезжает, и он слышал, что тут такое есть?

- Да, именно. Если ты, Сергей, поедешь на машине через Прейли, наверное, надо делать так: звонить. Почему? Потому что не магазин, который открыт с восьми до пяти, и все время большие фуры тут привозят продукты. Эти пункты обмена – не магазины, они работают по принципу благотворительности. Поэтому сначала звонок. Так что если вы проезжаете мимо, и знаете, что есть такие пункты обмена, то звоните, договоримся. Теоретически, мы можем говорить, что даже с Лиепаи можно приехать и что-то получить, но, конечно, это мероприятие сфокусировано на местное общество. Можно и из Риги сюда привезти то, что в погребе осталось, но смысла больше, чтобы местные люди менялись, показывали солидарность и укрепляли общество.

- Это в первую очередь, нацелено на местных жителей, но прописку никто проверять не будет.

- Нет, и не будет спрашивать, какие у человека доходы, и почему он сам не может что-то купить.

- Очень надеемся, что, действительно, все эти ожидания оправдаются.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное