Олег Буров, как и прочие бывшие депутаты, этим летом был уволен и занялся подготовкой к внеочередным выборам. Городом руководит временная и неполитическая администрация. И попадание Бурова на высокий пост в автовокзале, крупнейшим акционером которого является Рижская дума, вызывает вопросы, отмечает передача.
Rīgas starptautiskā autoosta является акционерным обществом, доли капитала которого находятся и в частных руках. Многие миноритарные акционеры на собрания не приходят, а потому у самоуправления через дочернее предприятие Rīgas satiksme Rīgas acs на этих заседаниях решающая роль – ранее у города было трое из пяти членов совета.
В качестве представителя Rīgas acs на собрание явился адвокат Марекс Ширантс из бюро Dzanuškāns & Partneri. Он выдвинул трех кандидатов – нынешнего председателя совета Виту Ермоловичу, директора Департамента городского развития Илзе Пурмале и сотруднику Центрального агентства договоров и финансов Марину Воробьеву-Вайшлю. Но по информации программы De facto, Ермоловича получила очень мало голосов, что свидетельствует, что представитель думы не пытался ее избрать. Больше же всего голосов от Rīgas acs ушло экс-мэру Бурову, которого выдвинул частный акционер Сергей Сердюков.
Кроме того, совет избрал самого Сердюкова, выдвинутых Rīgas acs Пурмале и Воробьеву-Вайшлю, а также Андрея Высоцкиса, выдвинутого компанией KF Tehnoloģijas, которой владеет сын предпринимателя Мариса Мартинсона Марцис Мартинсонс.
Такой выбор членов правления, отмечает передача, выглядит особенно непонятным, учитывая, что в Риге создан специальный совет, который должен сделать более прозрачным процесс управления городскими предприятиями.
«Я бы сказал, это нелогично», - говорит руководитель консультативного совета Андрис Граф, по словам которого, непонятно, почему Rīgas acs, владея почти 50% акций, не использовал возможность избрать трех членов совета, которых, с большой вероятностью, избрать бы удалось.
Сам Ширантс попросил журналистов обращаться со всеми вопросами к клиенту. Rīgas acs, в свою очередь, письменно ответил, что Пурмале и Воробьева-Вайшля были выбраны в качестве приемлемых кандидатов, а Ермоловичу как действующего председателя совета, отдали на оценку другим кандидатам. Избрать всех трех кандидатов Rīgas acs не пытался, поскольку принципы Организации по сотрудничеству и развитию (OECD, ОЭСР) требуют считаться с мнением миноритарных акционеров.
На предприятии также отметили, что адвокат Ширантс принял решение частично голосовать за Ермолочу и Бурова, чтобы «и другие акционеры могли повлиять на голосование».
Кроме того, предприятие утверждает, что Ширантсу не было велено голосовать за конкретных кандидатов, а выбрать наиболее профессиональных.
«О результатах узнал только после того, когда мне позвонили и поздравили с избранием», - говорит сам Буров, который не принимал участия в собрании. После этого состоялось первое заседание нового совета, на котором Буров был выбран в качестве председателя.
Буров утверждает, что не лоббировал свою кандидатуру в самоуправлении. Баллотироваться его уговорил частный акционер Сердюков, с которым ранее он отработал в совете автовокзала десять лет. При этом Сердюков предупреждал, что голосов для избрания может не хватить.
Буров утверждает, что совсем не рад, что сместил с этого места собственного однопартийца Виту Ермоловичу, которая в прошлом году лишилась работы в Рижском бюро по развитию туризма из-за коррупционного скандала.
Буров заявил, что не баллотировался бы, если знал, что будет выдвинута и Ермоловича.
За руководство муниципальными обществами капитала отвечает исполняющая обязанности исполнительного директора Риги Ивета Залпетере. Впрочем, в ее бюро утверждают, что кандидатов на посты членов совета с нею не согласовывали.
Временной администрации города было известно, что Rīgas acs выдвинет в совет Пурмале и Воробьеву-Вайшлю, но о поддержке Бурова информации у самоуправления не было. Сейчас у предприятия запрошены объяснения.
На первом заседании совета Буров был единогласно избран его председателем, а его замом – тоже единогласно – назначена Воробьева-Вайшля.
У нее нет очевидной связи с самоуправлением, но есть с адвокатом Ширантсом. Сам Ширантс рассказал, что уже много лет арендует у нее помещения для бюро, но судя по фото в социальных сетях, они проводят вместе и свободное время Это, отмечает передача, заставляет думать, что член совета была избрана не за профессиональный опыт, а за хорошие отношения с нанятым компанией адвокатом.
Воробьева-Вайшля рассказала передаче, что баллотироваться на пост члена совета ей предложил Ширантс как представитель Rīgas acs, который искал человека со знаниями в привлечении инвестиций. Она отметила, что «насколько мне известно, мою кандидатуру оценивала Rīgas acs».
На вопрос De facto, являются ли они с Ширантсом спутниками жизни, Воробьева-Вайшля ответила, что «лично я с ним хорошо знакома, но в брак не вступала».
У семьи Ширантсов исторически был интерес в автовокзале. Несколько лет назад его матери принадлежало 10% акций предприятия, а затем они попали в собственность фирмы Мартинсона-младшего. С 2014 года Ширантс представляет интересы муниципальной компании Rīgas acs с 2014 года на основании заключенного соглашения.