Фермер Янис Янсонс: «Если так пойдет дальше, через 40 лет молоко станет дефицитом»

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Месяц назад фермер из Циравы Янис Янсонс решил привлечь внимание к бедственному положению молочной отрасли. И устроил бесплатную раздачу молока в Гробиня и Лиепае. Он признается, что не ожидал настолько большого отклика. Сейчас он продает сыр чуть выше себестоимости, не намерен бросать ферму, но полагает, что отрасль в целом ждет печальное будущее. Подробнее в сюжете Либы Меллер в программе «Домская площадь» на LR-4.

Фермер Янис Янсонс: «Если так пойдет дальше, через 40 лет молоко станет дефицитом»
00:00 / 05:43
Скачать

Февральская акция циравского фермера Яниса Янсона привлекла больше тысячи человек в Гробиня и Лиепае. Он бесплатно раздал 4,5 тонны молока, а полторы тонны сыра по себестоимости – за 4,6 евро – в Гробиня были проданы за 40 минут, для Лиепаи ничего не осталось. Этой акцией фермер хотел обратить внимание на проблемы отрасли. Производители вынуждены сдавать молоко ниже себестоимости, а цены в магазинах в несколько раз выше. Был ли смысл в этой затее месячной давности?

 Янис Янсонс говорит:

«Мы не жалеем об этом ни минуты! Это было наглядное свидетельство того, что происходит в нашей молочной сфере. И правительство нас услышало. Ну, конечно, план действий – это уже другое дело. Но по большому счету – скажем, как есть – и люди смогли увидеть и оценить [ситуацию]. И то, что мы сейчас видим на полках в магазинах – покупают латвийский продукт. А это тоже наша цель».

Закупочная цена составляет 30 центов за килограмм молока, а себестоимость – от 38 до 42 центов. Правительство обратило внимание на бедственное положение производителей молока, но пока фермеры выкручиваются из последних сил.

 «У нас каждый месяц убытки. А они [правительство] просят, чтоб мы еще подождали. 20% от февральских цен… То есть мы и сейчас уже доплачиваем, а они хотят, чтоб мы еще больше доплачивали.

И тогда они смогут поддержать. Это уже за все рамки выходит. Сейчас мы, крестьяне, доплачиваем разницу, чтобы сдать молоко! Мы не зарабатываем, мы платим за это. Мы продаем выбракованных коров, тратим какие-то накопления, продаем старую технику… Этим мы поддерживаем молочные предприятия, чтобы дожить до подъема цен», - рассказывает Янсонс.

Он говорит, что вроде бы сначала торговые сети молочников услышали, но теперь снова поднимают цены на молочные продукты. Так что фермер решил не останавливаться на февральской акции. И теперь продает сыр, давая возможность людям его купить по адекватной цене. Сотрудничает с «Paēdušai Latvijai».

«Идея такая – дать возможность людям купить сыр, что они могли себе это позволить. Заодно и склады у нас опустошаются, это приятно. И люди поели. Но – почему магазинные сети возвращают эту цену? И это несмотря на то, что должна быть нормальная по отношению к потребителю наценка? Был бы сыр по восемь евро, то отпускная цена молокозавода была бы пять евро, и у нас было бы 50 центов за килограмм молока. А мы продаем так: цена завода плюс наши расходы на горючее, чтоб мы могли функционировать. Наша цена – 5,5 евро за килограмм сыра. В Айзпуте за три часа продали тонну сыра. Полтонны осталось, отвезли в Лиепаю, за час распродали. Это в [прошлую] пятницу было. Никому ничего не сказали. Распахнули дверцы: «Пожалуйста, сыр». И сразу толпа народа откуда-то. В Лиепае тоже – приехал после обеда, знал, что за торговое место еще надо будет заплатить. Мне говорят: «Мил человек, место для 30 людей только!». Откуда через 15-20 минут целая сотня взялась?».

Фермер-бессребреник говорит – понятно, что государство заинтересовано в поддержке сетей магазинов, ведь они приносят доход в госбюджет. Но ведь надо и о людях думать. Неужели люди – это коровы, которых надо доить?

В стаде у Яниса Янсона 300 коров, половина из них – дойные, дают четыре тонны молока ежедневно. Несмотря на все сложности, он не намерен бросать свою ферму, доставшуюся в наследство от отца.

«Министр очень хорошо сказал – «это не завод, который можно закрыть, а потом опять запустить». Чтобы из телочки вырастить дойную корову, нужно три года. А чтобы создать хорошее стадо, нужны многие годы! А если потерять эту сферу, а потом опять развивать – государству это очень дорого обойдется.

Во-первых, мы знаем, что это субсидируется. Во-вторых, если хочешь быть в этом бизнесе и вообще заниматься этой сферой, надо всё время держать ушки на макушке, быть в теме. По моему мнению, скотоводством надо заниматься потому, что не всегда ведь всё плохо. Это горки, как министр сказал – все время вверх-вниз», - говорит фермер.

Потому Янис Янсонс и считает, что надо поддерживать отрасль, куда же без молочных продуктов? Но прогнозы на будущее у фермера нерадостные – молодежь молочным животноводством заниматься не хочет. Тяжелая работа! И стабильности никакой. И не заработать нормально. К тому же натуральное молоко из моды выходит, люди всё чаще выбирают «альтернативное молоко». У «зеленых» к коровам претензии – мол, метан они выделяют в огромных количествах…

«Если вы меня сегодня спросите, сколько еще молочная отрасль продержится… В среднем хозяйство работает 50-60 лет. Вот они поработают еще «дцать» лет, и теоретически 60-70% из них прекратят существование. И оно [молоко] станет дефицитом.

Если мы идем такими темпами, и с такой точки зрения мотивируем и рассказываем людям… Если люди к этому приспособятся… Так и может случиться. К сожалению, но это факт – наши дети могут быть теми, кто через сорок лет не будет больше пить молоко».

Неужели эти мрачные прогнозы сбудутся?.. А пока Янис Янсонс пытается что-то сделать, призывает других предпринимателей присоединяться к «сырной акции» и проявлять инициативу. Он намерен продолжать начатое месяц назад, и считает, что это движение может помочь нашим крестьянам.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное