С марта 2018 года, когда в Латвии началась большая программа реэмиграции, в Курземе вернулись около 1200 человек, в том числе в Лиепаю — 363 человека, а индивидуальные предложения получили около тысячи. Координатор реэмиграции Курземского региона планирования Агнесе Берге говорит, что интерес к возвращению в Лиепаю выше всего, вернуться именно сюда хотят еще около двухсот латвийцев. И рассказала, среди каких групп населения интерес выше:
«Молодые семьи и пенсионеры. Это самое главное. Молодые семьи с детьми понимают, что дети уже говорят на другом языке даже дома. И они понимают — если сейчас ничего не сделать, тогда останемся насовсем. Именно чтобы дети росли в родной среде, они и возвращаются, домой хотят. Возвращаются очень много и пенсионеров. Она заработали свою пенсию [в другой стране]. И такая тенденция есть. Сейчас была во Франкфурте, встречалась с людьми, чтобы рассказать о реэмиграции, был большой интерес в Германии.
Основной интерес к возвращению проявляют латвийцы, живущие в Ирландии, Шотландии, Англии, много курземчан живут в Швеции, Норвегии и Германии и тоже рассматривают возможность реэмиграции. Агнесе Берге очень хвалит сотрудничество с Лиепайским самоуправлением в деле реэмиграции:
«В Лиепае самоуправление очень много делает — новые садики, новые места работы… Я сама, когда приезжаю в Лиепаю, смотрю — вау, здесь что-то новое-новое-новое!.. думаю, что это привлекает людей возвращаться, что это всё сделано так, чтобы люди чувствовали — их ждали».
Конечно, проблем у Лиепаи немало. Например, очень не хватает жилья, в том числе муниципального. У самоуправления есть свой жилой фонд, но в основном он занят, а среди доступных квартир преобладают однокомнатные, не самый лучший вариант для семей с детьми. Агнесе Берге отметила, что нехватка жилья касается всей Латвии, Лиепая не исключение. С местами в детских садах тоже сложно. Неудивительно, что именно об этом в первую очередь говорил на встрече с семьями реэмигрантов «Следующая остановка — Лиепая» мэр города Гунар Ансиньш.
«Мы знаем, что у нас есть свои городские вызовы. Это детские сады, это жилье, это рабочие места. Думаю, что нам не надо ждать чудес, что всё это мы сделаем в одночасье, в один день или год. Но что мы уже сделали вместе с коллегами — в этом году мы впервые построили новый детский садик с нуля. В этом году мы первый раз приняли решение, что мы целый микрорайон — это у Подковы, знаете? — готовы отвести для большого жилого строительства», - заявил мэр.
Позже собравшимся подробней рассказали и об этом, и о других проектах городского развития, о возможностях детского досуга и многом другом. Почему же реэмигранты выбирают Лиепаю, что их привлекает? Линда родом из Прейли, с мужем-лиепайчанином познакомилась в Риге, оттуда уехали в Норвегию и неплохо там жили. Но так скучали по латышской среде, что даже основали в Осло латышский народный танцевальный коллектив. Шесть лет назад вернулись домой.
Она рассказывает:
«Надо было возвращаться обратно в Латвию, потому что мы думали, что детям пора идти в детский сад. Поняли, что будем жить в Лиепае. Нам все нравится. — Не жалеете? — Нет. Просто, чтобы жить в Норвегии, ты должен родиться норвежцем или тебе очень нравится ходить по лесам, на лыжах кататься… Но мы — латыши, нам нравится много культуры.
Нам не хватало такой культуры, как у нас в Латвии. Поняли, что мы латыши и хотим жить в Латвии. Потому мы приехали обратно, чтобы наши дети жили в Лиепае.
В Лиепае есть очень хорошие школы, у нас есть Lielais dzintars, на концерты можно ходить, у нас есть кукольный театр для детей, у нас есть кино, у нас есть спорт, у нас есть Ledus halle, у нас есть всё, чтобы тут хорошо жить!».
Агрис и Уна — совсем свежие реэмигранты, всего месяц, как вернулись в Латвию. Они лиепайчане и искренне считают, что лучше места быть не может. Уна пока живет в Риге с маленькой дочкой, но скоро тоже переедет в Лиепаю, Агрис понемногу обживается дома и говорит, что именно здесь они хотят встретить старость:
«Норвегия, Швеция, Нидерланды, в Англии четыре года. Да, поездили по Европе. Но — просто нет нигде чувства дома. Потому и были такие метания. В Англии дольше всего прожили, потому что именно туда больше всего латвийцев уехало, из Лиепаи тоже, потому больше всего там времени провели.
Но как-то нигде не получилось укорениться, поняли, что надо возвращаться домой».
Сейчас Агрис занят поисками работы, у него есть образование и опыт в разных сферах, и предложения какие-то уже есть. Уна подумывает о своем небольшом бизнесе. Это уже не первая встреча реэмигрантов, проведенная самоуправлением и — не последняя. Лиепая, как и другие города Латвии, очень заинтересована в привлечении реэмигрантов, ведь люди — это основа всего.